Re: Жуткая история, или снова "что делать?"

Nataliya Lavrentyeva 16 ноября 2001 02:17:50

**************Ecological Cooperation Project*****************
* botany@fadr.msu.ru http://fadr.msu.ru/ecocoop/botany *
*************************************************************

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

> Вот дела, выбившие из колеи меня и всю нашу лабораторию:
> Р. Рагуша - место, для Российского северо-запада уникальное -
> 2001 год. Только недавно звонили лидеры местных юных экологов, и
сообщили, что за осень вырублено, по их словам, всё, на территории
заказника, до чего только трактор доехать может.
> Так что вопрос о том, что делать найдя популяции редких растений для
нас встал во всей силе. Даже создав заказник ничего не гарантируешь.
> Лаб. ботаники СПбГДТЮ

Печальное продолжение у нашей дискуссии...
И, по-моему, очень яркая иллюстрация того, как важно работать с
населением.

В своих действиях мы пока идем ПОСЛЕ тех, кто губит природу,
а надо ОПЕРЕЖАТЬ их. Создавать такое окружение, в котором
белыми воронами смотрелись бы не те люди, которые защищают природу,
а те, которые не делают этого.

В конечном итоге, обращение в суд по поводу незаконных рубок и
задержание ОМОНом
торговцев первоцветами, о чем писал Максим Анатольевич Клепиков,
имеют то же значение - "чтоб другим неповадно было", т. е.
это работа на
опережение, на будущее. А в настоящем времени
мы пока проигрываем, имеем
только потери (рубка проведена, первоцветы сорваны и т.д.).

Конечно, надо и СМИ привлекать (обязательно!), и в суд идти.
Пишите о Ваших удачных или неудачных
похождениях, уважаемые коллеги!
Мы болеем за Вас и за Рагушу!
А еще Ваши письма важны, чтобы понять,
как сберечь другие уникальные территории,
на каком этапе еще можно опередить нарушителей.

В методичке Анны Александровны Могильнер
"Охраняемые природные территории" есть очень
емкие слова о том, что защищать охраняемую природную
территорию чаще всего приходится тому, кто ее создает.
Но ведь пока это так, наше дело обречено на провал...
Нас просто-напросто не хватит на все территории,
нужны союзники среди населения.

Первый путь к сохранению природы - "изнутри" человека, через
формирование экологической культуры,
второй - "внешний", через насильственное поддержание правильного
поведения.
Нельзя пренебрегать ни одним ни другим, но важней все-таки первое.
И нам, педагогам, еще работать и работать...

> Что же касается наших задач, уважаемые учителя-экологи, то в
> условиях падения общего культурного уровня (экологическая
> культура - не исключение) мы обязаны отдавать себе отчет,
> что только наша активность, наши усилия и наш абсолютный
> оптимизм могут помочь нам "не упустить" поколение нынешних
> школьников, вырастить не варваров, но хранителей
> уникальной российской природы.
> Марина Рыхликова,
> руководитель Проекта
> "Экологическое Содружество"

Ну что можно добавить к этим замечательным словам?!

Наталия Лаврентьева,
СЮН "Эколог", г. Липецк.