Первоцветы Ферапонтова - часть 1, историческая (факультативная)
Maxim A. Klepikov 02 сентября 1999 12:18:40
**************Ecological Cooperation Project***************** * botany@fadr.msu.ru http://fadr.msu.ru/ecocoop/botany * ************************************************************* Дорогие коллеги-ботаники! Обычно анонс каждого нового отчёта по теме "Первоцветы" я стараюсь предворять маленькой исторической реминисценцией - что это за место, откуда прибыл очередной отчёт. Однако перед началом рассказа о работе по этой теме, пришедшей из из села Ферапонтово Вологодской области я-таки горю желанием сделать пространную историческую преамбулу, чем боюсь нав- лечь на себя гнев специалистов, поскольку исторические све- дения не входят в круг целей и задачей нашего проекта. Но тем не менее - что Вы знаете об истории Вологодской области? Когда-то это был один из ведущих торговых цетров Русского государства, поставлявший львиную долю пушнины и рыбы, соли и мёда - основных продуктов торгового экспорта Руси, которыми она славилась как среди торговых корпораций Западной Европы, так и на восточных базарах Стамбула, Дамас- ка и Багдада. Только после того, как царь Пётр "прорубил ок- но в Европу" и основал новый центр на севере России - Петер- бург, северные земли Белозёрья (современная территория Воло- годской области) пришли в упадок и постепенно превратились в сонные провинциальные окраины Российской империи. Возникновение села Ферапонтова относится к 1398 году. Можете представить себе это время? Напомню - вот уже восем- надцать лет прошло со времён Куликовской битвы и семнадцать - со времени опустошения Москвы походом хана Тохтамыша, со- юзником Московского княжества во время Мамаева побоища, впоследствии направленного политиками Великого княжества Ли- товского (главного сопреника Московии на геополитической карте того времени) с помощью коварной клеветы и явной лжи против Дмитрия Донского (тот, доверяя союзнику Тохтамышу да- же не оставил в Москве после Куликовской битвы гарнизона и распустил ветеранов на отдых по их волостям; так что хан за- нял и выжег практически неохраняемый город). Но сейчас Тох- тамыш занят изнурительной и многолетней борьбой с Тамерланом - "повелителем правоверных всей Вселенной", вошедшим в исто- рию как кровавый тиран и как строитель своей столицы Бухары - одного из красивейших городов мусульманского мира. А на севере сейчас идёт постоянное сопреничество между мужающим Московским княжеством - сердцем новой Руси, и бояр- ским и купеческим независимым Новгородом за освоение богатых северных земель. Один за другим выходцы из Московского кня- жества основывают здесь монастыри - северные форпосты Моско- вии в этом крае. Они являются прочной опорой московского князя в дальнейшем наступлении на Новгород. В 1397 году два инока Московского Симонова монастыря, ученики Сергия Радонежского Кирилл и Ферапонт приходят в Бе- лозёрский край и основывают здесь монастырь, в дальнейшем названный по имени своего основателя Кирилловым. Кирилл раз- ворачивает активную политическую деятельность, монастырь приобретает известность, в дальнейшем пользуется покрови- тельством великих московских князей как их опора и поддержка в Белозерье. В конце концов он превращается в огромную и сильнейшую крепость со стенами четырёхметровой толщины и башнями высотой с современный девятиэтажный дом... По своему масштабу только, пожалуй, Соловецкий монастырь может сейчас сравниться с Кирилловским. Но это будет позднее, а пока сейчас, пожив с Кириллом около года в деревянной келье, Ферапонт уходит от него в по- исках места "пространного и гладкого" для уединения и сосре- доточия в молитве. Видимо, активная "мирская" деятельность Кирилла не пришлась по душе Ферапонту. И в 1398 году в нес- кольких верстах от Кириллова, в живописнейшем месте на невы- соком холме между двумя озерами - Бородавским и Паским - по- является скромная монашеская келья. Постепенно вокруг Фера- понта собираются иноки-единомышленники и через десять лет уединенной жизни своими руками строят небольшую деревянную Рождественскую церковь. А еще через десять лет князь Андрей Дмитриевич вызывает Ферапонта к себе в Можайск, где он осно- вывает Лужецкий монастырь. После его отьезда вся братия оставленного им скромного монастыря едва ли насчиывала 20 человек и проводила "тихое и неспешное житие свое" в трудах и молитвах. Неизвестно, как бы сложилась судьба монастыря в дальнейшем, если бы не поя- вился здесь человек по имени Мартиниан, впоследствии ставший игуменом монастыря. Так уж повелось что время от времени у нас на Руси по- являются люди, которые не будучи детьми богатых или просвя- щенных родителей сами делают свою судьбу и становятся гор- достью отечественной науки или культуры. Об одном поморском рыбаке-недоросле, пришедшем против воли отца из "дремучих" Холмогор в Москву Вы знаете. Вровень с ним может встать дру- гой деятель русской культуры далекого пятнадцатого века - - Мартиниан. И Кирилл, и Ферапонт, и даже сам их учитель, Преподоб- ный Сергий Радонежский происходили из боярских семей - Фера- понт из рода бояр Поскочиных, Кирилл - из боярского рода Вельяминовых. Мартиниан же был выходцем из простых крестьян небольшой вологодской деревеньки. Первоначально был монахом в Кирилловской обители, где крестьянский сын стал вернум учеником и последователем Кирилла. Мартиниан прошёл суровую монастырскую выучку, хорошо знал все рапорядки служб, а так- же, как человек вышедший из самых низов - все претензии и желания братии. Став игуменом небольшого далёкого монастыря, особое внимание уделял Мартиниан развитию своего любимого дела - переписке книг и созданию библиотеки. Кто из Вас представляет, какое значение имела библиотека в средневеко- вом монастыре? Чтобы представить это воочию, рекомендую пос- мотреть фильм "Имя Розы" или почитать одноимённую книгу Ум- берто Эко... Итак, под его началом все иноки, кроме обычных церков- ных служб должны были исполнять особые послушания, в том числе читать, переписывать и переплетать книги. Сам игумен также переписывал книги, подавая пример всей братии. И в ко- роткое время Мартиниан сумел превратить маленький погранич- ный монастрёк в крупный культурный центр, для своего времени сравнимый с Московским Университетом Ломоносова. Дело Мартиниана продолжалось и после его смерти. И если к середине пятнадцатого века ближайший сосед - Кириллов мо- настырь - играл важную роль в общественно-политической жизни Московского государства, то Ферапонтов монастырь становится одним из крупнейших культурных центров просвящения Русси на севере. Из стен монастыря вышла целая плеяда средневековых русских книжников, просветителей, философов. Я могу упомя- нуть игумена Филофея, ставшего затем епископом Вологодс- ко-Пермской епархии; новгородского архиепископа Геннадия, который вёл ожесточённую борьбу с еретиками за чистоту Пра- вославной веры и в далёком северном монастыре находил как единомышленников, так и необходимые ему книги "точного изло- жения Православной веры"; ростовского архиепископа Иоасафа - выходца из Ферапонтова монастыря, который был туда сослан после ссоры с великим князем Иваном III... Но что говорят эти имена даже просвящённому современному российскому чита- телю? У нас более известны западноевропейские деятели вроде Фомы Аквинского или Игнатия Лойолы, чем с современные им фи- лософы, богословы и подвижники средневековой Руси... Именно при упомянутом Иоасафе началось широкое каменное строительство в Ферапонтовом монастыре. Он был сослан сюда из Ростова в 1488 году. Именно в этом году сильнейший пожар почти дотла уничтожил деревянный монастырь (и опять возника- ют параллели с "Именем Розы"!), чудом уцелело некое "сокро- вище", которое хранилось в кельях архиепископа и предназна- чалось для монастырских нужд. Иоасаф принимает решение рас- ходовать оставшиеся средства и свои личные сбережения на возрождение обители (надо сказать, что Иоасаф происходил из знатного рода князей Оболенских). Именно по его инициативе возводится каменный Рождественский собор монастыря - один из первых каменных храмов в этом регионе, поражавший воображе- ние современников. А в Рождественском соборе монастыря был создан шедевр, принесший Ферапонтову монастырю мировую из- вестность и существующий там поныне. От своего знакомого и сподвижника, ростовского архие- пископа Вассиана Рыло (также одного из виднейших культурных деятелей того времени - своё прозвище Вассиан получил от слова "рыть", что было связано с его активной строительной деятельностью в Ростове) Иоасаф узнаёт о московском мастере иконописце Дионисии. В 1481 году Дионисий писал иконы для Успенского собора Московского Кремля - сердца православной жизни средневековой Руси. Через несколько лет Дионисий с ар- телью, куда входили и его сын Феодосий, по приглашению Иоа- сафа прибывает в Ферапонтов монастырь. К тому времени Диони- сию уже было под семьдесят и он находился в зените славы. В монастыре же к тому времени престарелого Иоасафа сменил ар- хиепископ Тихон, продолжавший дела своего предшественника (вот так бы из поколения в поколение подбирали себе приемни- ков наши современные деятели, а не болтались бы из крайности в крайность!). За два летних сезона 1502 и 1503 года стено- пись собора была закончена. Ферапонтовская роспись - лебединая песнь Дионисия и и всей великой живописи средневековой Руси. Новые веяния уже реяли над единым Русским государством, находившимся под на- чалом Москвы. И следующий век подарит миру новые имена новой живописной школы, самыми знаменитыми из которых станут ярос- лавские и костромские мастера Сила Савин и Гурий Никитин. А в истории уходящей средневековой русской живописи останутся три великих имени: Феофан Грек, Андрей Рублёв и Дионисий - как в Итальянском Возрождении - Леонардо да Винчи, Микеланд- жело Буанаротти и Рафаэль. И по-моему, место Дионисия в на- шей культуре в чем-то близко месту Рафаэля в культуре запад- ноевропейского Возрождения. Фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря по- ражают зрителя своим светлым мистическим настроением. Краски Дионисия почти прозрачны: вместо красного тона - розовый, вместо зелёного - светло-зелёный, желтый цвет у него стано- вится соломенно-жёлтым, а синий - бирюзовым. И через весь фон и одежду персоныжей проходит лазурь - небесно-голубая краска дивного нежного оттенка, цвет вечности, цвет Богома- тери. Вытянутые, склоненные в плавных поклонах фигуры на фресках кажутся бестелесными, как силуэты, отражения того "мира горнего" к которому звала человеческую душу богословс- кая мысль той эпохи (вспомните "Послание Иконописцу" Препо- добного Иосифа Волоцкого - кстати, считается что это произ- ведение было адресовано Дионисию). Впрочем, описывать фрески Ферапонова монастыря - дело неблагодарное, это надо видеть самому. Но вернёмся к истории монастыря. Его известность как монастыря "тихого, удалённаго и мирнаго" сделали этот духов- ный центр своеобразной резиденцией для ссыльных деятелей той эпохи. Как правило, неугоден тот, кто имеет свое мнение и "не щедя живота своего" обличает неблаговидные поступки власть имущих. Жития православных святых, подвижников и просветителей полны сведений о заточениях и темницах. В тюрьмах томились Максим Исповедник и Максим Грек, Иоанн Зла- тоуст и Григорий Нисский, и множество других святых, которые составляют ныне славу и гордость мировой (не только Русс- кой!) Православной Церкви. Только лизоблюды и подпевалы во все времена умудрялись и умудряются сохранять расположе- ние сильных мира сего. Среди ссыльных, сосланных в дальнейшем в Ферапонтов мо- настырь, был и опальный киевский митрополит Спиридон. Именно в стенах Ферапонтова монастыря этот выдающийся русский фило- соф и богослов создал свои главные сочинения: "Изложение о православной истиной нашей вере" - полемический трактат, направленный против еретиков, выступления которых в XVI веке волной прокатились по Новгороду, Пскову и Москве, вызвав смятение в умах современников; и "Житие святых Зосимы и Сав- ватия Соловецких". Польско-шведская интеревенция смутного времени (начало XVII века) обошла монастырь стороной. Захваченный неприя- тельскими отрядами в 1614 году, он подвергся сравнительно небольшому раззорению. Гораздо более серьёзным испытанием стала для обители ссылка опального патриарха Никона с 1666 по 1676 год. Нет смысла рассказывать здесь подробно о Никоне - все Вы хорошо знаете о нем и о его реформе, вызвавшей рас- кол Русской Православной церкви. Сосланный в Ферапонтов мо- настырь после низложения церковным собором Никон не переста- вал надеяться на скорое возвращение, уповая на своё былое влияние на царя Алексея Михайловича. В монастыре он требовал для себя таких же почестей, как и до ссылки - и монастырские власти, как все окружавшие Никона, боялись ему перечить так как не были уверены в том, что судьба его решена окончатель- но. По капризу Никона для него в монастыре были возведены специальные "кельи многие житей с двадцать пять (с двадцатью пятью комнатами!) со сходами и всходами". Вместо того, чтобы изучать и переписывать книги, братия монастыря была занята насыпкой посреди Бородавского озера острова из камней. Ост- ров был сделан в форме креста, и на нём Никон, желая чувс- твовать себя святым, проводил долгое время в молитвах. Так непомерные капризы и амбиции одного человека способны высо- сать все соки у знаменитой и богатой обители. Только после смерти Алексея Михайловича Ферапонтов мо- настырь избавился от тяжкого бремени обслуживания капризов мятежного патриарха. Но получив в 1681 году разрешение вер- нуться в основанный им под Москвой Новоиерусалимский монас- тырь, Никон по дороге заболел и умер, находясь в Ярославле. Дальнейшая история монастыря уже не так интересна. Как я уже отмечал выше, начиная с эпохи Петра Великого упадок переживал не только Ферапонтов монастырь, но и весь Бело- зёрский край. Экономическое положение монастыря, подорванное непомерными расходами на содержание одного единственного ссыльного, уже больше никогда не смогло подняться. В 1798 году монастырь был упразднён, а его храмы превращены в прос- тые приходские церкви. Вообще монастырская реформа Екатерины Второй Великой по "укрупнению" монастырей, когда более бед- ные обители закрывались или приписывались к более богатым, до сих пор до конца не оценена и не исследована историками. А параллели имеются - вспомните хотя бы историю "укрупнения" колхозов Н.С.Хрущёвым. Воистину, "несть ничтоже ново под солнцем"! В начале XX века, в связи с пятисотлетием основания мо- настыря его открыли вновь, однако уже как женский. В это время в Российской империи вспыхнул сильнейший интерес к своей истории, а также памятникам архиектуры и прочим древ- ностям. На средства местных жиелей, купцов и мещан, восста- навливались древние монастыри и храмы - в частности, также был возрождён из развалин знаменитый Кремль в Ростове Вели- ком (на самом деле - всео лишь резиденция митрополита Ионы, ближайшего сподвижника патриарха Никона). Именно в это время происходит вторичное открытие имён многих прославленных русских иконописцев и зодчих. Была "открыта" (расчищена из-под последующих наслоений красок) Троица Андрея Рублёва. Издаются книги и монографии по древнерусскому искусству (кстати, недавно видел в Москве в букинистическом отделе ве- ликолепное издание Фон Эдинга 1911 года - но по цене для ме- ня совершенно неподьёмной - 1000 руб.). Труды Фон Эдига, Грабаря и многих других их современников до сих пор исполь- зуются искусствоведами. Дальше говорить не стоит - про совдепию и ее последс- твия Вы все наслышаны. К чести для коммуняк можно сказать, что с шестидесятых годов у нас в стране началась планомерная реставрация памятников древнерусской архитектуры. Именно тогда фрески Дионисия из Ферапонтова монастыря впервые при- обрели мировую известность. Сейчас здесь основан Националь- ный Парк "Белозёрье". Пока он находится в стадии становле- ния, но я уже несколько лет лелею надежду посетить эти мес- та... Кстати, подобный рассказ, содержащий интереснейшие ис- торические сведения, можно написать практически о любом среднерусском провинциальном городе или большом селе, вроде нашего Тутаева, Углича, я уж не говорю о Москве или Ярослав- ле. Однако это не входит в тематику нашего проекта. В этом году в апреле я вновь встретился с преподавате- лями биологии и экологии из Белозёрья и передал им материалы по проекту "Экологическое Содружество", в частности - по те- ме "Первоцветы". И вот в августе получил из Ферапонтова под- робный отчет, содержащий семь полных бланков геоботаническо- го описания различных мест в окрестностях монастыря. --- Maxim A. Klepikov, the Deputy Director on Scientific Work, Tutaev's Nature House (Tutaev town, Yaroslavl region, Russia), http://fadr.msu.ru/ecocoop/klep.html e-mail:
|