Первоцветы - обзор методик и направления исследований

Nataliya Lavrentyeva 06 апреля 2004 12:27:07

Здравствуйте, уважаемые коллеги-ботаники!

Опять весна, и многие участники <Экологического Содружества> продолжают ежегодные исследования раннецветущих растений.
В <ЭкоСодружестве> начало этому направлению положил Максим Анатольевич Клепиков. В 1999 году появилось его методическое пособие <Первоцветы>. Простые и доступные
методики, предложенные в пособии, во многом
обеспечили успех темы. <Первоцветы> стали одним из самых массовых направлений Проекта, и ежегодно появляются новые участники, которых интересует вопрос: <По каким методикам вести исследования?>
В пособии рассмотрены три варианта наблюдений в зависимости от степени подготовки юных исследователей: запись данных в простейшем варианте, упрощенный и основной варианты геоботанического описания. Как правило,
проведение исследований и заполнение бланков не вызывают затруднений. Но при анализе данных, составлении отчетов и написании работ некоторые авторы испытывают трудности и ограничиваются лишь перечислением видов первоцветов, хотя возможности методик гораздо шире, и работы могли бы быть более сложными и интересными. Мне кажется, при организации исследований, кроме степени подготовки школьников, необходимо учитывать особенности применения различных
методик и возможные направления исследований по теме <Первоцветы>. Эти вопросы и хотелось бы обсудить с участниками <первоцветного> направления.

1. Простейший вариант исследований.
Доступен даже младшим школьникам. Это простой отчет об экскурсии. План отчета приведен ниже, и все желающие могут присоединиться. Используя эту методику, можно ответить на вопрос: какие виды цветут в вашей местности ранней весной. Исследования будут интересней, если совершить экскурсию через разные места обитания: лес, парк, луг, берег
реки и т.д., а затем сравнить результаты по разным участкам.
Замечательно, если есть возможность пройти по одному и тому же маршруту несколько раз с промежутками в несколько дней. Таким образом можно уточнить список видов и провести простейшие фенологические наблюдения - одни виды начинают весну, потом зацветают другие, затем третьи:
Эту методику удобно использовать начинающим исследователям, а также при рекогносцировочном, первоначальном изучении первоцветов какой-либо
местности, но, по-моему, применять ее для многолетних исследований нецелесообразно. А вы как думаете?

2. Углубленные исследования
Более подробные сведения о первоцветах и местах их обитания можно получить, проводя описание растительных сообществ. Для этого используются геоботанические бланки. Начинающих исследователей стандартные бланки могут повергнуть в уныние своей сложностью. Но пугаться не стоит! Ранней весной цветущих растений немного, это сильно
облегчает работу. Если некоторые пункты стандартного бланка кажутся сложными и невыполнимыми, их можно пропустить. Участники <ЭсоСодружества>, работавшие по пособию <Первоцветы>, об этом знают, т.к. в методичке
приведены два варианта бланков: упрощенный и основной. Заполненные геоботанические бланки - важный первичный материал, который в работах и тезисах не приводится неизменным, а обрабатывается и анализируется в
соответствии с целями и темой исследования. Особенно ценную информацию дают описания, выполненные на постоянных
пробных площадках в течение нескольких лет. Они позволяют проследить колебания численности первоцветов, изменение видового состава и т.д.
Мне кажется, при изучении первоцветов нужно стремиться именно к этому - к проведению ежегодных исследований на постоянных площадках.

Применение единых методик позволяет сравнивать данные, полученные в разное время, разными исследователями, в различных регионах. Однако при этом не исключаются (и даже приветствуются!) оригинальные исследования, выполненные по другим методикам.

3. Нестандартные методики.
Первоцветы - уникальные и удивительные растения. Огромное количество исследований можно посвятить изучению их биологических и экологических особенностей.
Методики, приведенные в пунктах 1 и 2, можно изменять, дополнять, комбинировать с другими, если этого требуют цели исследования. Например, если в отчет об экскурсии добавить простейшие количественные показатели (количество растений на 1 кв.м), то появляется возможность отслеживать изменение численности первоцветов, причем это смогут делать из года в год даже неопытные исследователи. Если учитывать также процент цветущих, а затем и плодоносящих растений, то по этим данным можно судить о состоянии популяции (см. Работу <Состояние популяций шиверекии подольской и адониса весеннего в Елецком районе Липецкой области>, авторы Березин Андрей, Жукова Анна, Селиванова Кристина; работа размещена в ботаническом разделе телеконференции 27.12.03)

Первоцветы - важнейший источник пищи для насекомых-опылителей, спасительная кормушка в ранневесенний период. Какие насекомые, в каком количестве за определенное время прилетают на различные первоцветы? Это еще одно возможное направление исследований. Возможно, что после знакомства с вашими результатами пчеловоды станут убежденными защитниками раннецветущих растений.

Актуальны работы по изучению антропогенного воздействия на первоцветы.
Москвичка Кульчицкая Диана в своей работе <Редкие и исчезающие растения Кузьминского парка> сравнивала видовой состав первоцветов на различных участках парка: многолюдных и малопосещаемых (см. ботанический раздел телеконференции, 17.12.03). Школьники из г. Грязи Липецкой области выявляли влияние весенних палов на раннецветущие растения (см. работу <Первоцветы Дубовой рощи>, 16.12.03).

Конечно, изучение раннецветущих растений не ограничивается
перечисленными направлениями исследований.
Хотелось бы узнать мнение участников этой темы - и опытных, и начинающих.
Каким видится вам направление <Первоцветы>?
Какие темы исследований вас интересуют?
Какие вопросы хотелось бы обсудить?

Ждем ваших откликов, вопросов, сообщений!

С уважением,
Наталия Сергеевна Лаврентьева,
куратор направления <Первоцветы>

Запись данных в простейшем варианте
(по методическому пособию М.А.Клепикова <Первоцветы>)
1. Место проведения экскурсии (область, город, район, село и т.д.)
2. Дата проведения экскурсии
3. Погодные условия - ясно, пасмурно, температура воздуха (по возможности), явления (дождь, снег, град и т.д.)
4. Названия обнаруженных вами цветущих растений (желательно в скобочках указать латинские названия)
5. Условия произрастания (в хвойном или лиственном лесу, на лугу, болоте, в парке, на берегу ручья и т.д.)
6. Относятся ли они к охраняемым видам?
7. К какой из групп по способу опыления (ветроопыляемые,
насекомоопыляемые) вы отнесли бы встреченные растения?
8. Встретились ли вам те растения, которые вы не смогли определить (их краткое описание)?