Цветочные часы ещё идут, г. Липецк

МОУ СОШ N36 г. Липецка 08 декабря 2007 01:42:08

"Цветочные часы ещё идут"
Выполнила: Бабаян Виолетта Владимировна, учащаяся 7 класса МОУ СОШ N36 г. Липецка
Мкртчян Марианна Арамовна, учащаяся 11 класса МОУ СОШ N36 г. Липецка
Научный руководитель – Галумян Елена Эдуардовна, учитель биологии (экологии) МОУ СОШ N36 г. Липецка

Сроки провидения исследовательской работы: май – сентябрь 2007 года

Когда речь заходит о растениях – указателях времени , всё сразу же
вспоминают цветочные часы известного шведского ботаника Карла Линнея.
Однако не ему принадлежит приоритет в использовании растений для
определения времени суток.

Люди с древних времён пытались определить время с
помощью растений.И в этом нет ничего удивительного, ведь
в течении суток освещенность и температура – один из
важнейших условий жизни растений – испытывают
закономерности изменения, отражающиеся и на внешнем
облике растений.

Цель – познакомиться с явлением «сна» у растений и сравнить время
раскрывания и закрывания цветков распространенных видов растений,
произрастающих на левом и правом берегах р.Воронеж г.Липецка.

Для этого:
1. Была изучена специальная литература.
2. Составлена план-схема посадки цветочно-декоративных культур цветников
МОУ СОШ №36 г. Липецка (с учетом их высоты, формы, окраски цветов и
листьев, времени цветения)
3. Проведены наблюдения за временем распускания и закрывания цветков
цветочно-декоративных и диких сорных растений, произрастающих на
цветочных клумбах, пришкольной территории МОУ СОШ №36 и в палисадниках
возле домов по ул. Фестивальная 4, 10 а и Терешковой 11/3 г. Липецка

Наблюдения за процессом распускания и закрывания цветов проводились:
1. Визуально
2. С 7 мая по 1 октября
3. Временной промежуток с 5.00 утра до 24.00 ночи
4. При любых погодных условиях

"Сном" у растений называются периодические изменения положения органов
(листьев, побегов, цветков, соцветий), которые совпадают со сменой дня и
ночи.
Мы проследили за "сном" 31 растения (3 сорных и 28
цветочно-декоративных), а также, чтобы практически проверить и
самим доказать влияние света и темноты на процесс раскрывания и
закрывания цветов растений мы воспользовались простейшей
методикой, описанной в имеющейся литературе – это опыт с
раскрыванием и закрыванием соцветий одуванчика лекарственного.
Однако, мы решили усложнить задачу и:
1. Использовать в качестве подопытных экземпляров цветочно-декоративные и
дикие сорные растения, произрастающие на цветочных клумбах и пришкольной
территории МОУ СОШ N36, в палисадниках и на полянках возле домов по ул.
Фестивальная 4,10а, Терешковой 11/3
2. Не поливать почву вокруг подопытного растения, перед тем как ставить опыт.
3. Повторяемость опытов- 3 раза.
4. Время – 20 мин.

Результаты
1. При искусственно созданном затенении (накрыли светонепроницаемым
пакетом), даже при солнечной погоде, цветки (космоса, эшшольции) закрылись
лишь только лишились света и, наоборот, при обильном доступе солнечных
лучей цветок стал медленно раскрываться. Следовательно, данный опыт
доказывает, что на процесс раскрывания и закрывания цветков растений
влияют свет и темнота.
2. Цветки растений, живущих один день, (вьюнок, лён, цикорий, настурция)
не поддаются опыту на раскрывание и закрывание цветов под действием света
и темноты.

Вывод:
"Пробуждение" и "сон" цветков растений в определённое время
дня и ночи есть нечто иное, как:
1. Приспособление растений к насекомым – опылителям
2. Приспособление, предотвращающее намокание пыльцы от росы.

Время раскрывания и закрывания цветков достаточно строго фиксировано и
зависит от:
1. Освещения
2. Температуры воздуха (прогревание бутона солнечными лучами)
3. От времени восхода и захода солнца
4. От места произрастания
5. От географического положения местности

Рекомендуем:
1.Использовать полученные результаты наблюдений и опытов как занимательную
информацию на уроках ботаники, экологии и в работе биолого-экологического
кружка.

Практическое значение:
1.Развитие наблюдательности, терпения и выдержки у учащихся.
2.Умение ставить простейшие опыты и получать результат.
3.Воспитание умения понимать и ценить прекрасное, любви к окружающей природе и всему живому.

В шесть озаряет день
Льна голубой цветок.
Фиалка вспыхнет в семь
В восьмом часу – вьюнок.