Fw: Конференция 2000 от Некрасовой А
Алексеева Н.И. 30 ноября 2000 11:39:50
**************Ecological Cooperation Project***************** * eco@fadr.msu.ru http://fadr.msu.ru/ecocoop/eco * ************************************************************* > ОЦЕНКА ЗАПЫЛЕННОСТИ ВОЗДУХА В УЧЕБНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ > > Некрасова Анастасия, ученица 9 класса > - Общеобразовательная средняя школа ? 7 г. Сосновый Бор, Ленинградская > область > Руководитель работы: учитель биологии Алексеенко З.А. > > Соблюдение предельно допустимых концентраций (ПДК) атмосферных загрязнений > химическими и биологическими веществами является основой регулирования > качества атмосферного воздуха населенных мест и методом обеспечения > отсутствия прямого или косвенного влияния загрязнений на здоровье населения > и условия его проживания. Гигиенические требования к охране атмосферного > воздуха населенных мест (в частности, по концентрации химических элементов) > регламентируются санитарными правилами и нормами Министерства > здравоохранения Российской Федерации, изложенных в нормативных документах > [1]. > Погодные условия в районе города Сосновый Бор характеризуются наличием > большого количества ветровых дней в году [2]. В этих условиях концентрация > химических элементов в атмосфере может существенно превышать допустимые > значения даже без действия различных промышленных источников. Воздействие > вторичных загрязнений атмосферы наиболее сильно сказывается на здоровье > детей как в силу ослабленной иммунной системы, так и более сильной реакции > детского организма на присутствие в атмосфере вредных веществ. Последнее > обстоятельство обусловлено высокой концентрации пылевых частиц на уровне > 1,0 - 1,5 метров от поверхности почвы. В этой связи целью настоящей работы > являлась оценка запыленности воздуха учебных классов школы с целью > подготовки материалов для составления экологического паспорта школы. > Естественно, что проведение такой оценки требует наличие весьма сложного > аналитического оборудования. Поэтому в данной работе силами учащихся школы > выполнялись все подготовительные работы по отбору проб воздуха, а собственно > анализ химического состава этих проб был выполнен в НИИ физики > Санкт-Петербургского государственного университета. Поэтому задача настоящей > работы заключалась в том, чтобы: > - осуществить отбор проб воздуха, > - провести в специализированной лаборатории университета анализ элементного > состава отобранных проб, > - обработать и проанализировать полученные результаты. > Для оценки запыленности воздуха в учебных классов школы был выбран метод > сравнительного анализа проб воздуха, полученных одновременно в учебном > кабинете и за стенами школы. Для повышения контраста ожидаемых результатов > этой оценки, учащимся, занимающимися в выбранном для измерений классе, > разрешено было не пользоваться сменной обувью. > В качестве объекта исследований был выбран учебный кабинет ? 29 - кабинет > биологии, расположенный на 1 этаже здания и являющимся типичным для > большинства учебных классов школы. Контрольным объектом исследований являлся > участок пришкольной территории, находящейся на расстоянии 50 м от проезжей > части улицы и расположенный вдоль наружной стены учебного кабинета ? 29. > > По санитарным нормам площадь учебного кабинета, рассчитанного для работы 40 > учащихся младших классов или 35 учащихся старших классов, должна быть не > менее 55 м2 . В этом случае на каждого учащегося должно приходиться от 1,25 > до 1,5 м2 площади класса, без учета места, занятого шкафами. Площадь > кабинета ? 29, в котором занимается не более 35 учащихся старших классов, > составляет 60 м2 при высоте потолков 3 м. С учетом наличия в кабинете 3 > шкафов с наглядными учебными пособиями, занимающих в общей сложности > площадь, равную 11 м2, на каждого учащегося приходится по 1,6 м2 , что > соответствует санитарному нормативу. > Выбор измерительной аппаратуры и процедура проведения измерений > соответствовали рекомендациям, изложенным в работе [3]. В соответствии с > этим исследования химического состава воздуха выполнялись методом серийных > измерений проб воздуха, полученных фильтровым заборником с осаждением частиц > на полихлорвиниловую ткань Петряева. > Перед проведением забора воздуха в заборник устанавливался фильтр Петряева с > обозначенным на нем контрольным номером. Затем заборник воздуха подключался > к бытовому пылесосу "Тайфун", обладающим высокой производительностью. Забор > проб воздуха как на открытом воздухе (проба 1), так и в учебном кабинете > (проба 2) проводился на высоте 1,5 метра от земли (пола) в течение 20 минут, > непрерывно. По окончании забора пробы воздуха фильтр, с осажденной на нем > пылью, вынимался из заборника, упаковывался в изолирующий пакет и > отправлялся для последующего анализа в НИИ физики Санкт-Петербургского > университета. Где в лаборатории физики аэрозолей, на рентгеновском > анализаторе МЕКА-1044, пробы подвергались ядерно-физическому > (нейтронно-активационному и рентгено-флуоресцентному) элементному анализу. > Полученные в результате проведенного лабораторного анализа значения > концентраций химических элементов в пробах воздуха, забор которых был > осуществлен > 02 декабря 1999 года, представлены в таблице. > Погодные условия во время проведения забора проб характеризовались наличием > низкой облачности и частичного снежного покрова почвы. Скорость порывистого > ветра достигала (2 ё 4) м/с при температуре воздуха (0 ё -1) оС. > В первом столбце таблицы указаны химические элементы, зарегистрированные в > процессе проведения измерений. > Во втором и третьем столбцах - значения концентраций этих элементов в мг / > м3 > для 1 и 2 проб воздуха, соответственно. > В четвертом столбце представлены значения инструментальной погрешности, > получаемой при определении концентрации каждого химического элемента. > В пятом и шестом столбцах таблицы приведены, соответственно, значения > предельно допустимой концентрации (ПДК) этих элементов в воздухе и их класс > опасности по данным - "Гигиенические нормативы содержания загрязняющих > веществ в воздухе населенных мест по СанПин 2.1.4.559.- 96" [1]. > Из представленных в таблице результатов анализа проб воздуха его элементный > состав может быть охарактеризован следующими показателями: > Элементный состав воздушных проб в учебных классах в точности соответствует > элементному составу проб, полученных на улице. > Зарегистрированная в пробах воздуха концентрация элементов 1 класса > опасности примерно на порядок ниже нормы ПДК и, практически, одинакова для > обоих проб. > > > Таблица. Концентрация химических элементов в пробах воздуха. > > Элемент Концентрация, мкг / м3 ПДК, Класс > Проба 1 Проба 2 Погрешность мкг / м3 опасности > > Cr 0,07 0,05 0,07 1,5 1 > Ni 0,02 0,06 0,03 0,2 1 > Se 0,01 0,013 0,01 0,05 1 > Pb 0,1 0,12 0,04 0,3 1 > > Al 49,0 21,0 5,0 10,0 2 > Mn 0,09 0,12 0,05 1,0 2 > Fe 0,19 1,57 0,05 4,0 2 > Cu 0,23 0,12 0,03 2,0 2 > > Mg 40,0 22,0 18,0 50,0 3 > Si 9,8 16,4 2,0 60,0 3 > Ca 0,1 3,02 0,07 12,0 3 > Zn 0,13 0,13 0,03 50,0 3 > Sr 0,017 0,02 0,013 15,0 3 > Zr 0,026 0,076 0,017 10,0 3 > > Rb 0,011 0,015 0,012 5,0 - > Ti 0,03 0,069 0,013 10,0 - > > Количественное содержание в пробах воздуха элементов 2 класса опасности, > таких как марганец (Mn), железо (Fe) и медь (Cu), не достигает уровня ПДК. > Концентрация же алюминия (Al) превышает норм ПДК в несколько раз. При этом, > если в уличной пробе алюминия и меди содержится в два раза больше, чем в > воздушной пробе учебного кабинета, то содержание железа в пробе из учебного > кабинета оказывается почти на порядок выше, чем в уличной пробе. > В обоих пробах воздуха зарегистрированная концентрация элементов 3 группы > опасности значительно ниже норм ПДК. Тем не менее, в пробе учебного кабинета > отмечено превышение в два - три раза содержания кремния (Si), кальция (Ca) и > циркония (Zr) по сравнению с уличной пробой. > В пробах воздуха зарегистрировано наличие рубидия (Rb) и титана (Ti), > которые не отнесены ни к одному из классов опасности и концентрация которых > более чем на два порядка ниже нормы ПДК. Однако концентрация титана в пробе > учебного кабинета оказалась в два раза выше, чем в пробе воздуха, полученной > на улице. > Все элементы, увеличение содержания которых отмечается в воздушной пробе > учебного кабинета, характерны для элементного состава песчаной почвы. > Поэтому негативное изменение воздушной среды учебного кабинета можно > объяснить исключительно "загрязнением" ее частицами почвы, принесенными > учащимися на своей обуви. > > Из проведенного анализа результатов измерений элементного состава воздуха в > учебном классе и за пределами школы (на улице) следует, что: > - В пробах воздуха учебного кабинета зарегистрированная концентрация > элементов 1 класса опасности значительно ниже величины норм ПДК. > - В то же время в этих пробах отмечено превышение допустимого уровня > алюминия (элемент 2 класса опасности) более чем в 2 раза. Концентрация > остальных элементов, как 2 так и 3 класса опасности, в пробах воздуха > учебного кабинета существенно ниже допустимых норм. > - В пробах воздуха, взятых на улице, концентрация алюминия превысила > величину ПДК в 5 раз. > - Характерным отличием пробы воздуха учебного кабинета от пробы воздуха > улицы является увеличение содержание в ней железа и титана - более чем на > порядок, а также кремния, кальция и циркония - в 2 - 3 раза. Все эти > элементы, характерные для химического состава почвы, принесены в учебный > кабинет учащимися на своей обуви. > > > Литература > 1. Контроль химических и биологических параметров окружающей среды. Глава > 1.2. Нормативы контроля параметров воздуха.: Санкт-Петербург, изд. > "Экометрия", 1998, 851 с. > 2. Ленинград. Историко-географический атлас. Глава "Климат. Температура > воздуха, осадки, направление ветра". М. Изд. Гл. упр. геодезии и картографии > при Совмине СССР. 1977 г., С. 53-57. > 3. Андреев С.А., Ивлев Л.С., Кудряшов В.И. и др. Аэрозольные исследования в > районе Санкт-Петербурга, включая восточную часть Финского залива. // > Экологические вести. - 1999 - ? 1 - С. 55- 60. > > Assesment of dust contents in school classrooms > > Anastasia Nekrasova, student of the ninth form > - Secondary school ? 7, Sosnovy Bor, Leningrad region > Master of work: biology teacher Z.A. Alekseenko > > Annotation > Hygienic requirements (by chemical element concentration, in particular) are > rated by sanitary rules and norms committed to normative documents by > Ministry of Health of Russian Federation. Increasing chemical element > concentration in atmosphere above permissible values tells more greatly on > children's health, both because of their weakened immunity and stronger > reaction of children's organism to the presence of harmful substances in > atmosphere. > The aim of this work is the assessment of dust contents in school classrooms > to prepare data for making up the ecological school certificate. Carrying > out air chemical analysis demands rather complicated laboratory equipment > and that is why all the preparatory work of taking air samples was made in > the school but the definition of element composition of these samples was > fulfilled in St. Petersburg state university where nuclear-physical analysis > method can be used. > A comparative method of analysis of air samples taken in a classroom and > out-of-doors simultaneously was chosen for the assessment of air dust > contents in a classroom. > A school classroom on the ground flour, typical for most classrooms in > school was chosen as an object of investigation. A test object of > investigation was a part of territory near the school, situated along the > out side wall of this classroom. > From the obtained results it follows: > > > > >
|