Fw: Конференция 2000 от Стариковой М
Алексеева Н.И. 30 ноября 2000 11:39:56
**************Ecological Cooperation Project***************** * eco@fadr.msu.ru http://fadr.msu.ru/ecocoop/eco * ************************************************************* > > ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ > В УЧЕБНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ > > Старикова Мария, ученица 9 класса > - общеобразовательная средняя школа ? 7, г. Сосновый Бор, Ленинградская > область > Руководитель работы: учитель биологии Алексеенко З.А. > > Уровень освещения в учебных классах школы является одним из факторов, > влияющих на здоровье детей - в первую очередь на их зрение. Величина > освещения во время учебного процесса сказывается также на общем состоянии > учащихся, влияя на их работоспособность, быстроту реакции, утомляемость и > другие показатели функционального состояния организма. Как недостаток > освещения, так и его избыточность отрицательно сказываются на физическое > состояние учащихся и не способствуют эффективному усвоению ими учебного > материала. С целью создания оптимальных условий для учебного процесса в > школе и максимальной защиты зрения учащихся от светового дискомфорта в > Российской Федерации предусмотрены санитарные нормы на уровень освещения в > учебных помещениях школы [1]. > Целью данной работы являлась оценка уровня освещения в учебных классах с > целью подготовки, в дальнейшем, материалов для составления санитарного > паспорта школы. > В течение четырех месяцев учебного года (ноябрь - февраль) занятия в школе > начинаются до восхода Солнца. И эта разница, например, в декабре и январе > месяце, составляет 2 часа. > Таким образом не менее (40 - 45) % учебного времени в учебных классах школ > Ленинградской области необходимо наличие искусственного электрического > освещения. И поэтому характеристика искусственного освещения учебных > помещений школы имеет важнейшее значение в проведении учебного процесса и > создании комфортных условий для работы учащихся и преподавателей. > В качестве объекта исследований был выбран учебный кабинет младших классов > школы (кабинет ? 20 корпуса 2), в котором планировка интерьера и размещение > осветительных приборов соответствуют рекомендациям по проектированию > школьных помещений [1]. Площадь класса - 60 м2. Потолок кабинета побелен > известью, что обеспечивает коэффициент отражения света не менее 0,7. Стены > окрашены в желто-охристый цвет и имеют коэффициент отражения не менее 0,5. > Пол покрыт линолеумом нейтрального серого цвета, при котором коэффициент > отражения не превышает 0,3. Осветительные приборы, содержащие люминесцентные > лампы типа ЛС, размещены в три ряда параллельно длинной стороне класса. > Выбор измерительной аппаратуры, проведение измерений и обработка их > результатов при определении уровня освещения определены требованиями ГОСТ-а > [5]. В соответствии с которым, для оценки уровня освещения использовались: > - фотоэлектрический люксметр типа Ю-117, обеспечивающий погрешность > измерений +15 % [6]; > - астрономические таблицы восхода и захода Солнца для II часового пояса на > 1999 и 2000 года [2,3]. > > По результатам измерений определялось среднее значение освещенности в каждой > контролируемой точке. > > вызвано чисто технической причиной - в осветительных приборах над этими > контрольными Полученные в процессе измерений средние значения освещенности > рабочих мест учащихся и учителя в учебном классе Измерения проводились в > период учебного года с наиболее коротким световым днем: 29 ноября 1999 г. > (восход Солнца в 8 ч.30 мин) и 26 января 2000 г. (восход Солнца в 8 ч.35 > мин.). В эти дни была устойчивая пасмурная погода - сплошная низкая > облачность, без осадков. Измерения освещенности в учебных классах > выполнялись в самом начале учебного дня (до восхода Солнца) и в середине > дня. > Согласно санитарным нормам на уровень освещения в учебных помещениях школы, > величина освещенности на рабочих местах учащихся и учителя должна составлять > 300 люкс, а в плоскости классной доски - 500 люкс [1]. > Усредненная величина освещенности Е1 на рабочих местах учащихся и учителя > может быть определена по данным, приведенным в таблице, как: > Е1 = (еEтi) / n = 302,8 лк, > где: ЕТ - величина освещенности в контролируемой точке, n - число измерений. > Усредненная величина освещенности Е2 в плоскости классной доски может быть > определена как: > Е2 = (еEтi) / n = 498,3 лк. > Из полученных результатов следует, что, с учетом погрешности измерений, > равной +15 %, уровень искусственного (электрического) освещения в учебном > классе соответствует санитарной норме практически по всему пространству > класса. > Наблюдаемое в т.4, т.7 и т.10 уменьшение освещенности от нормативного > значения точками из двух люминесцентных ламп одна либо не работала (т.10), > либо работала в половину своей мощности (т.4 и т.7). > В середине учебного дня наблюдается некоторое повышение уровня освещенности > в классе, вызванное добавлением к искусственному (электрическому) освещению > естественного - рассеянного солнечного излучения дневной атмосферы. При > полностью выключенном электрическом освещении в классе величина освещенности > в контрольных точках составляла (10 - 40) лк. > Помимо величины освещенности искусственное освещение учебного класса > характеризуется также спектральным составом излучения источника света. На > рис.4 представлены спектральные распределения излучения люминесцентных ламп > серии ЛС (кривая 1) [7] и солнечного излучения (кривая 2) [5]. Откуда > следует, что в спектре излучения люминесцентных ламп весьма мала доля > ультрафиолетового излучения > (l < 450 мкм). Недостаток ультрафиолетового излучения у люминесцентных > источников света неблагоприятно сказывается на самочувствии школьников, > особенно младшего возраста, в многочисленные пасмурные дни. Для устранения > этого негативного явления осветительные приборы учебных классов школы > целесообразно дополнить, включаемыми при необходимости ультрафиолетовыми > излучателями. > В рассматриваемом учебном классе цветовая гамма интерьера, число и > расположение осветительных приборов, а также размещение рабочих мест > учащихся и учителя полностью соответствует требованиям типового проекта [5]. > Поэтому, вместо сложных светотехнических расчетов, для определения значения > показателя дискомфортности, можно воспользоваться справочными данными, > представленными в работе [7]. Откуда следует, что показатель дискомфортности > искусственного освещения для такого типового учебного помещения может быть > равным (8 ё12). В то время, как по световым нормативам показатель > дискомфортности освещения не должен превышать 40. > Результаты, полученные в процессе выполнения настоящей работы позволяют > сделать следующие выводы: > - принятая методика измерений и используемые при этом измерительные средства > позволяют объективно оценить уровень освещенности в учебных кабинетах школы > и могут быть использованы при составлении экологического паспорта школы, > - освещенность в плоскости рабочих мест учащихся и учителя ~ 300 люкс и в > плоскости классной доски ~ 500 люкс соответствует санитарной норме, > - показатель дискомфортности искусственного освещения значительно ниже > допустимого по санитарной норме значения. > > Литература > 1. Санитарные нормы уровня освещения в учебных и рабочих помещениях. - М.: > изд. Госстандарт РФ, 1990. - 27 с. > 2. Ленинград. Историко-географический атлас. - М.: Глав. упр. геодезии и > картографии при СМ СССР, 1977. - 120 с. > 3. Астрономический календарь на 1999 г. - С.- Петербург.: "Наука", 1998. - > 160 с. > 4. Астрономический календарь на 2000 г. - С.- Петербург.: "Наука", 1999. - > 155 с. > 5. Рекомендации и типовые решения по освещению основных школьных > помещений. - М.: МНИИТЭП, 1980. - 36 с. > 6. Техническое описание фотоэлектрического люксметра Ю - 16. - Л.: завод > "Вибратор", 1979. - 18 с. > 7. Справочная книга по светотехнике (под ред. Ю.Б. Айзенберга). - М.: > Энергоатомиздат, 1983. - 469 с. > > Вefinition of artificial lighting level in school classrooms > > Maria Starikova, student of the ninth form > - Secondary school ? 7, Sosnovy Bor, Leningrad region > Master of work: biology teacher Z.A. Alekseenko > > Annotation > One of the factors influencing schoolchildren's health at school is the > level of lighting in classrooms. Both lack of lighting and surplus of it > make negative effect on physical condition of students and impede them in > effective mastering educational materials. To provide the optimal conditions > for educational process at school and maximal protection of eyesight of > students from lighting discomfort provision was made for the sanitary norms > of lighting level in school classrooms. The aim of this work is to develop > the method of evaluation of the artificial lighting level in school > classrooms. One of the classrooms was chosen as an object of this > investigation. The interior lay out of it and the location of lighting > devices in it correspond to the recommendation for the school classroom > design. For measurement of lighting level a photoelectric illumination meter > was used. The method of measurement and treatment of the results met the > sanitary standards for light measurements. > The received results of measurements during dull days in November - January, > 2000 showed: > - the adopted method of measuring allows to evaluate objectively the level > both artificial and natural lighting in school classrooms; > - the artificial lighting level at work places of school classrooms > corresponds to the sanitary norms; > - the discomfort index of artificial lighting is much lower than the > permissible sanitary norm value. > Insufficient ultraviolet level in the luminescence spectrum unfavourablly > tells on the general state of pupils, especially junior schoolchildren in > dull days. For removing this negative effect it is expedient to use UF-light > sources which are switched on when necessary, besides usual lighting > devices. > > > > >
|