Научная конференция школьников "Открытие" (г.Ярославль)

Maxim A. Klepikov 04 марта 2001 09:37:37

**************Ecological Cooperation Project*****************
* eco@fadr.msu.ru http://fadr.msu.ru/ecocoop/eco *
*************************************************************

ОРГКОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ:
150000, г. Ярославль, ул.Трефолева, 20 - Провинциальный колледж
Тел./Факс: (852) 30-38-83
E-mail: zlm@dlc.edu.yar.ru
INTERNET-страница: http://www.edu.yar.ru/russian/discover/01
Телефон для справок: (852) 30-51-51, 32-98-07.

"У Т В Е Р Ж Д А Ю"
Начальник Управления
образования мэрии г.Ярославля
А.Ф Прямицин

1 ноября 2000 года


ПОЛОЖЕНИЕ
по IV Российской научной конференции
школьников "Открытие"

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Конференция проводится Управлением образования мэрии
г.Ярославля, МОУ общеобразовательной средней школой с
углубленным изучением отдельных предметов "Провинциальный
колледж" (далее - Провинциальный колледж) при поддержке
Ярославского областного центра дистанционного обучения
школьников и Департамента образования администрации области.
Научно-методическое обеспечение конференции осуществляют:
* Ярославский государственный педагогический университет им.К.Д.Ушинского,
* Ярославский государственный университет им.П.Г.Демидова,
* Ярославский государственный технический университет,
* Ярославская государственная медицинская академия,
* Ярославская государственная сельскохозяйственная академия,
* Рыбинская государственная авиационная техническая академия,
* Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова.
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ конференции: 20-22 апреля 2001 года.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: г. Ярославль.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНФЕРЕНЦИИ
* развитие интеллектуального творчества учащихся,
привлечение их к исследовательской деятельности в науке;
* выявление способных и одаренных учащихся в области
научно-технического творчества, оказание им поддержки;
* демонстрация и пропаганда лучших достижений учащихся,
опыта работы учебных заведений по организации учебной и
научно-исследовательской деятельности;
* совершенствование работы с учащимися по профессиональной
ориентации;
* привлечение к работе с учащимися ученых
научно-исследовательских центров, вузов;
* формирование творческих связей с исследовательскими
коллективами, организация взаимного общения;
* сохранение традиций и престижа Российского академического
образования;
* привлечение общественного внимания к проблемам развития
интеллектуального потенциала общества.

3. УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ
Участниками конференции могут быть учащиеся 9-11 классов
средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и
учреждений дополнительного образования Российской Федерации.
Также в конференции могут принимать участие учащиеся
соответствующей возрастной категории из других стран.

4. РУКОВОДСТВО КОНФЕРЕНЦИЕЙ
Общее руководство конференцией осуществляет организационный
комитет (Оргкомитет). Оргкомитет проводит работу по
подготовке и проведению конференции, формирует экспертный
совет, утверждает программу, список участников, протоколы
экспертных комиссий, итоговый документ, сметы расходов
конференции, решает иные вопросы по организации работы
конференции. Экспертный совет отвечает за общее содержание
конференции, формирует состав экспертных комиссий предметных
секций из ученых и специалистов организаций, осуществляющих
научно-методическое обеспечение конференции. Руководители
экспертных комиссий являются членами экспертного совета.
Порядок работы экспертных комиссий регулируется данным
положением и документом "Рекомендации экспертным комиссиям
Российской научной конференции школьников "Открытие"
(приложение 3). Состав Оргкомитета, экспертного совета и
экспертных комиссий утверждаются начальником Управления
образования мэрии г.Ярославля.

5. ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИИ
Заявки на участие в конференции представляются в адрес
Оргкомитета самими авторами (возможно соавторство до 3
человек) в виде анкеты участника (приложение 1 к положению о
конференции) и самого текста доклада (до 10 машинописных
страниц формата А4), сопровождающегося титульным листом
(приложение 4). К заявке необходимо приложить чистый конверт
с почтовой маркой. Если доклад представляется на секцию
"Информатика" и имеет в основе разработанную автором
компьютерную программу, автор должен, кроме текста доклада,
выслать программный продукт на дискете или по электронной
почте (приложение 4 - "Специфические требования и
методические рекомендации предметных секций").
Требования к содержанию и оформлению доклада соответствуют
традиционным стандартам описания результатов научных
исследований (приложение 2).
В случае представления работы с нарушением настоящего
Положения Оргкомитет имеет право отклонить эту работу от
рассмотрения и участия.
СРОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК И ДОКЛАДОВ:
* для участников г. Ярославля до 12 марта 2001 года;
* для иногородних участников (включая участников ярославской
области) до 1 марта 2001 года по почтовому штемпелю
отправления.

6. УСЛОВИЯ ОТБОРА УЧАСТНИКОВ
Все поступившие доклады, оформленные в соответствии с
требованиями и в указанные сроки, подлежат рецензированию
экспертными комиссиями. Экспертная комиссия проверяет
представленные работы в соответствии с выбранной или
разработанной методикой и критериями оценки (приложение 3).
В случае положительного результата экспертизы Оргкомитет
направляет авторам и их руководителям вызов на конференцию и
сообщает иногородним участникам о сумме оргвзноса, которую
необходимо внести для участия в работе конференции. В случае
отрицательного результата экспертизы Оргкомитет направляет
авторам официальную рецензию на представленную работу,
подписанную членами экспертной комиссии (минимум 2 подписи).
Тексты докладов авторам не возвращаются и не высылаются.

7. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ
Работа конференции предусматривает публичные выступления
участников по результатам собственной исследовательской
деятельности на предметных секциях, встречи с ведущими
учёными ярославских вузов, дискуссии и др. ПРОГРАММА
конференции формируется ко 2 апреля 2001 г. и изменению не
подлежит.
На конференции предусматривается работа следующих секций:
- математика;
- информатика;
- физика и астрономия;
- химия;
- биология;
- история;
- социально-политические науки;
- литература;
- мировая художественная культура;
- языкознание;
- психология;
- география;
- экономика.
Конференция осуществляет работу по направлению "Технические
науки" в рамках секций "Математика", "Физика и астрономия",
"Информатика" и "Химия". Регламент выступления участников
предусматривает публичную защиту работы (продолжительность -
до 15 минут) на русском языке или с переводом с иностранного
языка (продолжительность - до 15 минут) и дискуссию
(продолжительность - до 5 мин.). Участникам конференции
необходимо иметь при себе свой напечатанный экземпляр текста
доклада и текст в файле формата MS Word (-6, -7, -97 или
-2000) на дискете.

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
По окончании работы предметной секции проводится заседание
экспертной комиссии, на котором выносится решение о
призерах. Работа участника оценивается в соответствии с
критериями (приложение 3). Все решения экспертных комиссий
протоколируются, подписываются председателем Оргкомитета,
являются окончательными. Замечания, вопросы, претензии по
работе конференции принимаются Оргкомитетом в день работы
предметных секций. Участники конференции, представившие
лучшие работы, награждаются дипломами Министерства
образования Российской Федерации (дипломы I, II, III
степеней). Доклады, имеющие прикладную
(инженерно-техническую) направленность и заслушанные на
секциях "Математика", "Физика и астрономия", "Информатика" и
"Химия", оцениваются экспертами отдельно. Участники
конференции, представившие лучшие доклады в рамках
направления "Технические науки", награждаются дипломами
Министерства образования Российской Федерации (I, II, III
степеней) с грифом "Направление "Технические науки".
В случае утери диплома дубликат не выдаётся.
Научные руководители призеров конференции награждаются
дипломами Оргкомитета Российской научной конференции
школьников "Открытие".
Оргкомитет учреждает похвальные грамоты участникам
Конференции за оригинальные работы.
Организации-учредители конференции и иные заинтересованные
организации могут учредить свои награды.
Все участники конференции получают свидетельство участника
IV Российской научной конференции школьников "Открытие".

9. ФИНАНСИРОВАНИЕ
Финансовые расходы в период подготовки и проведения
конференции производятся в соответствии со сметой расходов
конференции, утвержденной начальником Управления образования
мэрии г.Ярославля. Смета формируется из взносов
организаций-учредителей, спонсорских взносов и оргвзносов
самих участников. В смете предусматриваются расходы на
встречу, размещение, культурную программу, обед в день
работы предметных секций, обеспечение работы оргкомитета
канцелярскими и расходными материалами, почтовые расходы,
оплату работы экспертных комиссий, изготовление призовой
атрибутики, рекламную деятельность, поощрение призеров и
активных организаторов Конференции. Все средства, выделяемые
на проведение конференции, распределяются решением
Оргкомитета.
Расходы по командированию (проезду, проживанию и питанию)
иногородних участников конференции и их руководителей несут
направляющие их организации.

АДРЕС ОРГКОМИТЕТА КОНФЕРЕНЦИИ:
150000, г. Ярославль, ул.Трефолева, 20
Тел./Факс: (852) 30-38-83
E-mail: zlm@dlc.edu.yar.ru
INTERNET-страница: http://www.edu.yar.ru/russian/discover/01
Телефон для справок: (852) 30-51-51, 32-98-07.

Приложение 1
А Н К Е Т А
участника Российской научной конференции школьников "Открытие"

1. Фамилия, имя, отчество ______________________________________
_____________________________________________________________
2. Школа N ____________________________ Класс _________________
3. Домашний почтовый адрес____________________________________
______________________________________________________________
4. Домашний телефон (с кодом города)____________________________
5. Секция, для участия в которой направлена работа _________________
6. Фамилия, имя, отчество научного руководителя, его должность
______________________________________________________________
______________________________________________________________
7. Работа выполнена в рамках дополнительных образовательных
программ (научно-исследовательских центров, научных
клубов, лабораторий, объединений, семинаров и
т.п.)
______________________________________________________________
______________________________________________________________
8. Необходимые технические средства для демонстрации
дополнительного материала (компьютер, диапроектор,
видеомагнитофон и т.д.)
______________________________________________________________
______________________________________________________________
9. Дата приема работы __________________________________________
10. Экспертиза: когда проведена___________________________________
11. Кем______________________________________________________________________________________________________________________
12. Результат: __________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________

Пункты 8-10 участником не заполняются.


Приложение 2

Общие требования по содержанию научно-исследовательской
работы участника Российской научной конференции школьников
"Открытие"

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Работа, представленная на экспертизу Российской научной
конференции школьников "Открытие", должна иметь характер
научного исследования, центром которого является проблема
(некрупная, неглобальная). Реферативные работы к
рассмотрению не принимаются.
Научная работа-доклад должна содержать:
* Введение
* Основную часть
* Заключение
* Список использованных источников и литературы
Работа может содержать приложения с иллюстративным
материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т.
п.).
Введение должно включать в себя формулировку постановки
проблемы (задачи), отражать актуальность темы, краткий обзор
используемой литературы и источников, степень изученности
данного вопроса.
Основная часть должна содержать информацию, собранную и
обработанную исследователем, а именно характеристику методов
решения проблемы, сравнение известных автору старых и
предлагаемых методов решения, обоснование выбранного
варианта решения (эффективность, точность, простота,
наглядность, практическая значимость и т.д.)
В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и
результаты, полученные автором (с указанием, если возможно,
направления дальнейших исследований и предложений по
возможному практическому использованию результатов
исследования).
В список литературы в алфавитном порядке заносятся
источники, использованные автором.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ
Для участия в конференции участники должны представить
исследовательскую работу в виде доклада.
Один экземпляр доклада участник высылает в Оргкомитет вместе
с анкетой. Второй экземпляр участник привозит с собой на
конференцию.
Текст доклада печатается на стандартных страницах белой
бумаги формата А4 (210?297 мм, горизонталь - 210 мм).
Шрифт - типа Times New Roman Cyr, размер 12-14 пт,
межстрочный интервал 1.5-2, поля: слева - 25 мм,
справа - 10 мм, сверху и снизу - 20 мм.
Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов
(формулы, чертежный материал и т.п.), которые выполняются
черной пастой (тушью).
Максимально допустимое количество страниц текста доклада -
10 (не считая титульного листа).
Приложения могут занимать до 10 дополнительных страниц.
Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены. В тексте
доклада на них должны содержаться ссылки.
Страницы должны быть пронумерованы. Доклад и приложения
скрепляются вместе с титульным листом (рекомендуется
скоросшиватель).
Титульный лист содержит наименование конференции, название
доклада, сведения об авторах (фамилия, имя, отчество, класс
и учебное заведение, название населенного пункта) и научных
руководителях (фамилия имя, отчество, должность, место
работы, ученая степень). Формат страницы титульного листа -
А4 (приложение 4).

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ СЕКЦИЙ

История
1. Проблематика. Иногда уже на начальной стадии работы
экспертов становится очевидным, что предложенный текст не
содержит научной проблематики. Заявленная тема либо
охватывает огромный материал, который в принципе невозможно
изложить не только в пятнадцатиминутном сообщении, но даже и
в часовом, либо выбранная проблема, чаще всего по зарубежной
истории, не может быть обеспечена доступными школьнику
источниками. Чтобы избежать этих сложностей, рекомендуются
преимущественно темы по отечественной истории или сюжеты на
стыке отечественной и зарубежной истории. Например: влияние
на историю нашей страны важнейших событий Европы и США или
конкретные периоды в развитии отношений России и какой-либо
другой страны. Такой подход обусловлен в первую очередь
доступностью источниковой базы. Лучше всего брать более
мелкие и конкретные проблемы. Поясним это на примере: тема
"Россия и английская буржуазная революция" явно будет
страдать глобализмом и не пройдет на научную конференцию,
лучше взять конкретный аспект типа: "Влияние английской
буржуазной революции на русско-английские торговые связи во
второй половине XVII века".
В рамках секции "История" на конференции работает подсекция
краеведения. На подсекцию выносятся доклады по проблемам
местной истории, но обязательно связанные с общероссийским
материалом или в контексте общей истории страны. Основной
недостаток присылаемых на эту секцию работ состоит в
поверхностном сборе материала и отсутствии обобщений.
Особенно это касается работ, связанных с археологией и
этнографией. Примером удачной темы на конференцию может
служить тема: "Реализация аграрной политики Н.С.Хрущева в
Ярославской (или какой-то иной) области".
Доклад на научной конференции требует обязательного
обобщения собранного конкретного материала, этим и
обусловлена подобная проблематика.
2. Источниковая база. Недопустим реферативный (описательный)
характер работ, которые встречаются довольно часто. Это
служит основной причиной для отклонения работ. Обязательным
условием отбора докладов на научную конференцию является
использование источников, т.е. документов исследуемого
периода, при изучении поставленной проблемы. Одной из
важнейших целей нашей конференции является отбор учеников с
навыками или склонностями к историческому исследованию.
Выявить их без работы с историческим документом практически
не возможно. Автор доклада должен не просто использовать
источники, но и продемонстрировать свое умение работать с
разными типами источников, понимание специфики информации в
разных типах документов.
3. Историографический анализ. Очень часто причиной
отклонения работ является отсутствие историографического
анализа. Автор должен ознакомиться с основными научными
исследованиями по выбранной проблеме и составить
представление о степени изученности, т.е. определить вклад
предшественников в освещении данного вопроса и выявить в нем
малоизученные или дискуссионные (спорные, неоднозначно
трактуемые) моменты. Этот вывод о степени изученности должен
обязательно присутствовать в тексте доклада.

Социально-политические науки
1. Выбор темы. На секцию выносятся доклады, в которых
рассматриваются проблемы экономического, социального,
политического и духовного развития общества, международных
отношений, современной цивилизации. Основное требование к
докладам - связь с общероссийским материалом и выбор
конкретной тематики. Наибольший интерес представляют
доклады, где разрабатываются местные сюжеты и автор
обнаруживает умение видеть предмет как с экономической, так
и с политической стороны, определять социокультурные
основания экономических и политических процессов, создавать
методологическую базу исследования - знание тех теорий, в
рамках которых происходит изучение проблемы. Возможен выбор
тем, касающихся одной из сфер общества.
2. Используемые материалы. Разрабатывая проблему, автор
может обратиться к материалам средств массовой информации,
статистики и социологических исследований, использовать
результаты собственных изысканий.

Литература
1. Научная новизна и литературоведческая актуальность темы
исследования. Наибольший интерес представляют темы
историко-литературного и теоретико-литературного характера,
обращенные к рассмотрению важнейших аспектов поэтики
литературного произведения, структуры его "внутреннего
мира", исследованию интертекстуальных связей,
историко-литературного и историко-культурного контекста и
т.п.
2. Методологическая обоснованность предмета, ракурса и
логики исследования. Четкая постановка цели и основных задач
исследования, обоснованность его литературоведческой базы,
аргументированное объяснение избранного пути исследования и
его адекватности рассматриваемому литературному материалу.
3. Выверенность категориального аппарата исследования.
Филологически корректное использование современной
литературоведческой терминологии, адекватность понятийного
аппарата исследования его методу и избранной логике.
4. Достаточная степень самостоятельности в проведении
исследования. Опора на известные литературоведческие
источники обязательно должна сочетаться с самостоятельностью
видения предмета исследования (самостоятельно выбранный
ракурс рассмотрения литературного материала, оригинальная
интерпретация произведения, самостоятельно обоснованный
метод исследования и т.д.).
5. Прочие критерии оценки доклада. Значительное преимущество
получают доклады, обладающие композиционной стройностью,
логичностью, стилевой выверенностью, соответствием выводов
поставленным задачам исследования, ясностью формулировок,
четкой связью составных частей.

Психология
Представленные доклады должны содержать собственные
исследования авторов, экспериментальные, эмпирические или
основанные на анализе, оценке и обобщении психологической
литературы по определенной теме. В последнем случае важно,
чтобы содержание работы не сводилось к простому описанию
того, что сделано другими, к механическому соединению
выдержек из нескольких статей или книг. Необходимо
сопоставить точки зрения разных авторов, различные теории,
попытаться найти противоречия, отметить сходные моменты,
сделать свои выводы и т.д.
При оценке качества работ эксперты дополнительно учитывают
следующий ряд показателей.
1. Четкая формулировка цели, задач, гипотез исследования. В
задачах (их обычно 2-3) конкретизируется общая цель
исследования. От цели и задач обычно зависит выбор методик
исследования, а наличие гипотез показывает, что автор на
основании анализа литературы и собственных рассуждений
представляет, какие результаты он ожидает получить и почему
они ожидаются быть именно такими.
2. Методы и методики исследования. Экспертной комиссией
оценивается, насколько выбранные методы и методики
соответствуют поставленным задачам, являются ли они
достаточно надежными, научно обоснованными. Поощряется
разработка собственных, оригинальных методик. Методики
должны быть пригодными для использования на выбранном
контингенте испытуемых, т.е. должны, например,
соответствовать возрасту, уровню образования.
Преимущественно поощряется использование экспериментальных
заданий в отличие от применения опросников.
3. Обработка результатов. При обработке полученных данных
поощряется использование статистических методов, например,
для доказательства положения, что полученные взаимосвязи
показателей или различия между показателями разных групп не
случайны.
4. Представление результатов. Полученные числовые или иные
данные целесообразно представить не только в виде таблиц, а
также в виде диаграмм, графиков и т.д. Желательно привести
образцы рисунков, другой "графической продукции" испытуемых,
если получение такого материала предполагают используемые
методики.
5. Интерпретация результатов. Полученные результаты
необходимо не просто изложить, а проанализировать. Это
включает их соотнесение, сравнение с аналогичными
литературными данными и обоснование выявленных
закономерностей, различий, взаимосвязей. Для этого
желательно опираться на существующие психологические теории,
концепции.

Мировая художественная культура
Одним из важнейших требований к докладам, представленным на
данную секцию, является максимальная конкретность тематики.
Особо поощряются доклады, темы которых выходят за рамки
стандартных школьных программ и опираются на новейшие
монографические исследования.
Поощряется проявление интереса к региональной тематике, т.е.
к культуре регионов России, городов и малых населенных
пунктов, истории и современным аспектам развития России.

Языкознание
На секции "Языкознание" представляются доклады, имеющие
филологическую (литературоведческую и лингвистическую)
направленность. Доклады по лингвистике могут содержать
исследования в сфере любого иностранного, а также русского
языка.
При подаче заявки на конференцию доклад может быть выполнен
на иностранном языке. Обязательным условием является
представление доклада при публичном выступлении участника на
русском языке, хотя, конечно, допускается приведение
примеров, ссылок и т.п. на иностранном языке.

Биология
На секцию "Биология" могут быть представлены доклады по
исследованиям в традиционных фундаментальных областях
(теория эволюции, филогения растений, молекулярная биология,
биологическая экология и т.д.), в новых направлениях
(нейробиология, биология развития), а также доклады по
биологической экологии, медицине и валеологии.

География
Доклады могут быть посвящены исследованию отдельных
компонентов природы (например, рек, озер, болот), либо
ландшафта в целом. Безусловно, выигрышными являются работы,
в основе которых лежат личные наблюдения или полезные
изыскания (даже простейшие - рассмотрение проблем ближайших
окрестностей, лесов, лугов, "жилой ткани" (среды) малого
города, или городского квартала). Сюжетным центром
исследования должна быть какая-либо проблема: недостаточно
просто описать пригородные леса, необходимо попытаться,
например, определить причину их неблагополучия. Например,
тема "Открытие Южного полюса Д.Куком" - не слишком удачная
формулировка. Очевидно, что автор-школьник никогда не был в
Антарктиде, и, скорее всего, не знаком лично с
первооткрывателем. Лучше, если в данном случае работа будет
называться "Проблема приоритета в достижении Южного полюса:
кто же все-таки был первым?"
На секцию "География" могут быть представлены доклады по
географической экологии.
Весьма желательно, чтобы географические или геоэкологические
работы содержали карты, схемы, графики, фото. Это "оживляет"
исследование и очень помогает автору представить, а
слушателям воспринять доклад.

Химия
Работы, представленные на секцию "Химия", могут носить как
экспериментальный, так и теоретический характер.
В докладе должно быть ясно показано, что выполнено самим
автором, должны быть приведены четкие методики исследования
(эксперимент), позволяющие при необходимости легко
воспроизвести опыт. Обязательно должен быть проведен анализ
экспериментальных данных и сделаны выводы.
На секцию "Химия" могут быть представлены доклады по
химической экологии.

Информатика
Работы, представленные на секции "Информатика", могут иметь
в основе разработанную автором уникальную компьютерную
программу.
В таком случае компьютерные программы должны сопровождаться:
* описанием задачи;
* изложением алгоритма решения задачи, программного
интерфейса;
* описанием программы, входных и выходных данных, распечатки
программы и результатов;
* исполняемым программным модулем на дискете для IBM/PC
совместимых компьютеров;
* описанием характеристик вычислительной техники, на которой
решалась задача.
Программные продукты должны быть предусмотрены для
демонстрации на указанных в описании компьютерах. Не
принимаются работы, содержащие только программу без
необходимого описания.
Представляемая программа должна быть прислана по почте
вместе с текстом доклада в виде файла (или набора файлов) на
дискете в адрес оргкомитета конференции либо прислана по
электронной почте по адресу: zlm@dlc.edu.yar.ru в виде
вложения (присоединенного файла в заархивированной форме -
архиватор ZIP, объем одного письме не более 1Мб). В тексте
письма должны быть указаны следующие данные: автор
заявленной работы, обратный электронный адрес, тема доклада,
секция, на которую предоставляется доклад, число электронных
писем (если отправляемая информация разбивается на части); в
поле письма "Тема" должно быть указано "Научная конференция
школьников "Открытие".
Присланная заявка (доклад) считается зарегистрированной,
если информация отправлена до 1 марта 2001 г., соответствует
всем вышеизложенным правилам, и по обратному электронному
адресу отправлено подтверждение Оргкомитета о регистрации
заявки.

Направление "Технические науки"
Данное направление работы конференции реализуется в рамках
секций "Математика", "Физика и астрономия", "Информатика" и
"Химия". Эти секции принимают к рассмотрению доклады,
имеющие прикладную (инженерно-техническую) направленность.
1. Примерная тематика. Возможны и интересны научные
исследования, например, в следующих сферах:
1) перспективные транспортные системы (сверх- и
гиперзвуковая авиация, экранопланы, транспорт на
воздушной подвеске и т.п.);
2) перспективные энергоисточники и системы преобразования
энергии (ветровая энергетика, энергетика и экология,
энергетика транспортных автономных систем, возобновляемые
источники энергии и т.п.);
3) прикладная механика (механизмы для различных
технологических функций, исследование кинематики и
динамики, оригинальные авторские решения, практическая
применимость);
4) прогрессивные технологии в технике и науке
(робототехника, CAD/CAE/CAM технологии); химические
технологии, технические и инженерно-технические аспекты
охраны окружающей среды, биотехнологии и т.д.;
5) история и перспективы развития технических решений.
2. Содержание доклада. Доклад, представленный на секциях в
рамках направления "Технические науки", оценивается с
учетом:
1) качества описания физических явлений, математических,
химических законов, положенных в основу рассматриваемого
технического решения;
2) качества освещения состояния вопроса, историографии,
описания известных попыток создания исследуемого объекта,
накопленного опыта, перспектив внедрения;
3) наличия расчета эффективности применения взамен (в
дополнение) применяемых традиционных технологий;
4) внесения авторских технических предложений.

Приложение 3.
Рекомендации экспертным комиссиям Российской научной
конференции школьников "Открытие"
При оценке работ, представленных на конференцию, экспертные
комиссии руководствуются требованиями, содержащимися в
данном положении.
Порядок работы экспертной комиссии. Предусматривается работа
экспертной комиссии в 3 этапа:
1) проверка представленных в Оргкомитет Конференции работ с
целью отбора для публичной защиты на предметных секциях,
рецензирование отклоненных работ;
2) организация работы предметной секции (заслушивание
докладов, ведение дискуссии);
3) заседание для вынесения решения о призерах и о
награждении похвальными грамотами отдельных участников,
оглашение результатов и публичный анализ работы секции,
ответы на вопросы участников по работе секции.
По результатам 1 этапа экспертная комиссия рекомендует до 15
докладов на публичную защиту на заседании предметной секции.
Перед началом заседания предметной секции (2 этап)
проводится жеребьевка для определения последовательности
выступлений участников.
Критерии оценки. Для оценки работ экспертные комиссии
используют следующие критерии:
1. Актуальность поставленной задачи
o Имеет большой практический и теоретический интерес
o Носит вспомогательный характер
o Степень актуальности определить сложно
o Не актуальна
2. Новизна решаемой задачи
o Поставлена новая задача
o Решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения,
новыми методами
o Задача имеет элементы новизны
o Задача известна давно
3. Оригинальность методов решения задачи, исследования
o Решена новыми, оригинальными методами
o Имеет новый подход к решению, использованы новые идеи
o Используются традиционные методы решения
4. Новизна полученных результатов
o Получены новые теоретические и практические результаты
o Разработан и выполнен оригинальный эксперимент
o Имеется новый подход к решению известной проблемы
o Имеются элементы новизны
o Ничего нового нет
5. Научное и практическое значение результатов работы
o Результаты заслуживают опубликования и практического использования
o Можно использовать в учебном процессе
o Можно использовать в научной работе школьников
o Не заслуживают внимания
6. Достоверность результатов
7. Уровень проработанности исследования, решения задачи
o Задача решена полностью
и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования
o Недостаточный уровень проработанности решения
o Решение не может рассматриваться как удовлетворительное
8. Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области
o Использование известных результатов и научных фактов в работе
o Знакомство с современным состоянием проблемы
o Полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования ученых,
занимающихся данной проблемой
o Ясное понимание цели работы
o Логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов
o Общее впечатление.

Права и обязанности членов экспертных комиссий
Члены экспертных комиссий имеют право:
* коллегиальным решением (открытое голосование) отклонить
представленную работу с соответствующей рецензией;
* в процессе публичной защиты работы остановить докладчика в
случае превышения временного регламента;
* призвать участников конференции к дисциплине на заседании
предметной секции в случае возникновения нарушений
общепринятых норм;
* отклонить некорректные вопросы участников дискуссии;
* задавать вопросы докладчикам, не содержащих никаких
элементов критики в адрес содержания работы
Члены экспертных комиссий обязаны:
* соблюдать этику письменных рецензий научных работ и
проведения публичных заседаний;
* на заседании предметной секции не допускать со своей
стороны вопросов к докладчику, содержащих оценочные
суждения, и каких-либо замечаний по содержанию доклада и
научного исследования;
* выносить решения коллегиально путем открытого голосования.

Приложение 4.
Образец титульного листа текста доклада, представленного на
Российской научной конференции школьников "Открытие"

IV Российская научная конференция школьников "Открытие"

Трагический характер Настасьи Филипповны Барашковой
в романе Достоевского "Идиот"

Доклад

Выполнен ученицей
10 класса средней школы ї 111
г.Петрозаводска
Ивановой Светланой Петровной

Научный руководитель -
доцент кафедры филологии
Петрозаводского государственного
Университета, канд.фил.наук
Завьялов Константин Аркадьевич

Ярославль, 2001

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНФЕРЕНЦИИ 4
3. УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ 5
4. РУКОВОДСТВО КОНФЕРЕНЦИЕЙ 5
5. ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИИ 6
6. УСЛОВИЯ ОТБОРА УЧАСТНИКОВ 7
7. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ 7
8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 9
9. ФИНАНСИРОВАНИЕ 10
Приложение 1.
Анкета участника Российской научной конференции школьников
"Открытие" 11
Приложение 2.
Общие требования по содержанию научно-исследовательской
работы участника Российской научной конференции школьников
"Открытие" 12
Приложение 3.
Рекомендации экспертным комиссиям Российской
научной конференции школьников "Открытие" 19
Приложение 4.
Образец титульного листа текста доклада, представленного на
Российской научной конференции школьников "Открытие"
21

Вопросы:
1. Экспертные комиссии или комиссия. Председатель ЭК?
2. Апелляции возможны? Порядок подачи и рассмотрения?

Вопросы-перспективы:
? Медали
? Круглый стол для научных руководителей
? Встречи с ведущими учеными Ярославля (Москвы)
* Подробная информация дается по тем секциям, на которых
возникали наиболее спорные ситуации по опыту
предшествующих конференций.
---
Maxim A. Klepikov,
e-mail:
http://www.fadr.msu.ru/ecocoop/klep.html
Max's art: http://www.yaroslavl.com/VGallery/Klepikov