Расти ли ландышам во дворе 778 школы? Marina Rykhlikova 12 октября 2001 00:50:25 Здравствуйте, уважаемые педагоги и ребята из школы 778! Спасибо за письмо. Ваша история про ландыши на школьном дворе - совершенно ТИПИЧНАЯ ситуация нашего времени. Это как раз то, о чем я писала. Я выскажу свое видение решения проблемы. Правильно ли сделали Инна и Катя, привезя ландыши для школы с дачного участка? Да они просто МОЛОДЦЫ! Замечательна идея порадовать красотой кого-то еще - после того, как опыт с размножением ландышей удался на собственном дачном участке. Могут вызвать нарекания активные пересаживания диких растений "в свой сад", перемещения орхидных - опыты по их "одомашниванию" редко заканчиваются успехом - вот почему Максим Анатольевич Клепиков и писал про выращивание дикорастущих видов из семян. Но девочки привезли ландыши не из леса, а с дачи, к тому же ландыш, действительно, пока еще не редок. Инна и Катя столкнулись со ставшим у нас столь обычным варварством, в данном случае, еще и "приправленным" практицизмом - в последнее время выкапывание растений с городских клумб с корнем стало наиболее характерным явлением - так и рассаду покупать не надо, копнул на клумбе десяток тюльпанов или астр - и готово! ЧТО ДЕЛАТЬ? Во-первых, продолжать сажать, поливать, ухаживать! Да, Инна и Катя - люди невзрослые, но разве только у взрослых есть терпение, настойчивость, вера и упорство? Если честно, мне сейчас общие усилия экологов по изменению ситуации в стране чем-то напоминают фрагмент из фильма-сказки "Морозко" - там Настенька изо дня в день поливает сухой пень - и происходит чудо - пень расцветает фантастически красивыми цветами! Сам факт того, что на пришкольном участке появились ландыши, НЕ ДОЛЖЕН и не может остаться незамеченным! Опять-таки - вот в этом и состоит "оптимизм экологов-педагогов по долгу службы", о котором чуть раньше писала Наталья Сергеевна Лаврентьева, - взрослым и прежде всего учителям школы необходимо поддержать детей, привлечь к этой работе других - зная педагогов школы 778, я думаю, что у вас это так и происходит. Мне кажется, что ситуация с ландышами МОЖЕТ СТАТЬ НАЧАЛОМ большого разговора среди ребят в родной школе, обсуждения того, как решить проблему, как добиться того, чтобы ландыши все же росли, чтобы клумба с бархатцами радовала не только детей, но и их родителей. Весьма интересная форма общения с родителями - опрос, или анкетирование, которое выполняют ребята - а потом представление результатов опроса на родительском собрании, например. Такая работа в свое время выполнялась в школе 222 г. Москвы, у нее есть положительные результаты - думаю, "Родничок" как участник "ЭкоСодружества" может поделиться своим опытом. Наверное, поддержку в таком разговоре может оказать и школьная газета, и сообщения о положительном (или отрицательном) опыте ребят в российские экологические издания - детям важно чувствовать себя неодинокими в своих начинаниях. Именно с этой целью в свое время был создан и Проект "Экологическое Содружество" - прочитав сообщения ребят из других регионов, например, участников конкурса "Галактические Эксперты", Инна и Катя узнают, что такими же благими делами весной и летом 2001 г. были заняты группы детей самого разного возраста в Липецке, нескольких районах Москвы, в Подмосковье, Ярославской области. Еще один способ увеличить количество сторонников добрых дел - привлечение родителей к посадке деревьев, озеленению школьного двора, того же Кузьминского лесопарка, иных мест. Если это уже вовсю делают дети, то почему не попросить помочь взрослых? Именно так поступила группа "Зеленоидов", озеленявших собственный двор - отец одного из мальчиков помог вскопать участок для посадки спортивного газона, соседка по дому привезла с дачи саженцы ромашек, маргариток, календулы. Что же касается наших задач, уважаемые учителя-экологи, то в условиях падения общего культурного уровня (экологическая культура - не исключение) мы обязаны отдавать себе отчет, что только наша активность, наши усилия и наш абсолютный оптимизм могут помочь нам "не упустить" поколение нынешних школьников, вырастить не варваров, но хранителей уникальной российской природы. Иного пути сделать наши города и села естественным местообитанием человека, а не уродливыми каменными мешками с искусственными пальмами и плющами, питьевой водой в бутылках и (что уже кажется вполне Марина Рыхликова,
|