Re: Вопрос Валентина Сергеева

Maxim A. Klepikov 15 декабря 2002 16:11:14

Здравствуйте, Валентин!

> Летом я занимался сбором данных по изучению
> проблемы биоразнообразия в посёлке, но эта работа носит в
> основном реферативный характер, и я пользовался данными
> других исследовательских работ и документов администрации.
> Можно ли мне сделать эту работу исследовательской?
> Если да, то как?
В настоящее время очень широко используется понятие
биологического разнообразия, под которым обычно понимают
совокупность всех видов живых организмов, обитающих в
данной местности, а также соотношение их численности.
В связи с введением понятия биологического разнообразия
кардинально изменился сам подход к пониманию охраняемых
видов и мероприятиям, направленным на их сохранение.
Раньше все виды можно было условно разделить на
охраняемые и неохраняемые. Мероприятия по сохранению
этих видов как правило ограничивались запрещением или
ограничением их сбора (отстрела). Остальные виды,
обитающие в этой местности, во внимание не принимались.
Новый же подход прежде всего постулирует то, что охрана
любого отдельно взятого вида не имеет смысла без
сохранения ВСЕЙ среды обитания этого вида, вне которой
его существование невозможно. Понятие же среды обитания
вида (т.е. экосистемы, в которой этот вид занимает
определенное место) тесно связано с понятием
биологического разнообразия, присущего данной среде
(экосистеме) в естественном состоянии. Таким образом,
современный подход перешел от требования охраны отдельно
взятых видов к требованию охраны всей совокупности
имеющихся видов.
Показано, что чем ближе та или иная экосистема к
своему естествееному состоянию, тем выше в ней уровень
биологического разнообразия, т.е. в ней обитает большее
количество видов при относительно равной их численности
(видовом обилии). При нарушении естественного состояния
экосистемы (например, при антропогенном воздействии)
численность обитающих в ней видов падает, оставшиеся
виды занимают экологические ниши исчезнувших,
освобождаются от пресса хищников и паразитов и т.о. их
видовое обилие по отношению к вымирающим видам
возрастает (следует отметить, что в первую очередь
вымирают наиболее уязвимые виды, которые обычно и
являются охраняемыми). При таком подходе изучение
современного состава флоры и фауны охраняемых территорий
имеет очень большое значение, так как может
свидетельствовать о степени изменений, присходящих на
той или иной территории и служить основой для
планирования природоохранных мероприятий.
На конференции Организации Обьединенных Наций по
окружающей среде и развитию на высшем уровне в июне 1992
г. в Рио-де-Жанейро, в которой приняли участие
представители 179 государств (в том числе и России) в
рамках программы устойчивого развития человечества была
принята Конвенция о биологическом разнообразии. Согласно
этому документу "...правительствам в сотрудничестве с
ООН, неправительственными организациями, частным
сектором и финансовыми учреждениями следует ...
проводить на общенациональном уровне оценки состояния
биологического разнообразия... Проводить долгосрочные
исследования значения биологического разнообразия для
экосистем...".
Но вернёмся из Рио-де-Жанейро к Вашему посёлку
Некрасовское Ярославской области. Итак, как Вы уже
поняли, биологическое разнообразие можно изучать на
примере ЛЮБОЙ группы живых организмов. Единственное
условие - эта группа должна быть более или менее
обширной и многочисленной (представительной), чтобы было
достаточно материала для статистических сравнений.
Понятно, что брать какое-нибудь семейство,
представленное в Вашем регионе двумя-тремя видами,
не имеет смысла - обсчитывать будет нечего.
В данном случае наиболее подходящими мне видятся такие
группы, как, например, представители класса Птицы,
живущие в окрестностях Вашего посёлка. Для высших
цветковых растений достаточно будет какого-либо порядка,
или даже отдельного крупного и широко распространённого
семейства - главное, чтобы его представители встречались
в самых разных биотопах, как сырых, так и сухих, как в
лесах, так и на лугах. Хорошими модельными объектами
могут быть, например, злаки, или сложноцветные. Наконец,
это могут быть насекомые. Учитывая многочисленность этой
группы, и их широкое распространение в самых разных
биотопах, в случае с насекомыми для изучения
биоразнообразия достаточно будет представителей
какого-либо одного достаточно крупного отряда (например,
жуки, бабочки, двукрылые или перепончатокрылые) или даже
его части. А вот только дневные, или булавоусые, бабочки
подойдут не всегда. Почему? Дело в том, что среди
дневных бабочек нашей Средней полосы очень мало истинно
лесных видов (наши дневные бабочки как правило либо
луговые, либо опушечные). И если мы станем оценивать
ваше биоразнообразие по дневным бабочкам, у нас
получится, что биоразнообразие на лугах и пустырях
намного выше, чем в смешанном лесу. А на самом деле всё
обстоит как раз наоборот!
Этот момент понятен?
И еще одна рекомендация. Биоразнообразие необходимо
изучать В СРАВНЕНИИ. Например, берутся два участка леса -
- к северу и к югу от Вашего посёлка. И сравнивается
биологическое разнообразие в них. И смотрим - где оно
выше. Где выше, там и экосистема находится в лучшем
состоянии (хотя далеко не всегда). Для большей
уверенности желательно учесть также количество наиболее
уязвимых (редких) видов в той и другой местности.
Где они ещё не вымерли полностью - там и лучше.
Таким образом, определение биологического
разнообразия тесно связано с математическими расчетами.
Цифры всегда сравнивать удобнее и проще.
Например, что больше: 6 или 4?
Для вычисления биологического разнообразия служат
различные индексы. Здесь Вам поможет моя методичка по
проекту "Биоиндикация" (такая синенькая книжечка - я
знаю, что у Вашего руководителя она есть). Там в главе
"Немного математики" приводятся наиболее
распространённые индексы биологического разнообразия:
индекс Шеннона и индексы Жаккара и Серенсена. Последние
являются сравнительными, т.е. позволяют сравнить -
- насколько две экосистемы (две выборки) отличаются друг
от друга (но не позволяют выяснить - какая из них
"лучше" - для этого надо вычислять индекс Шеннона).
Также в методичке подробно разобрано - как именно эти
индексы вычисляются.
Наконец, и я сам, и другие кураторы нашего Проекта
всегда к Вашим услугам через телеконференции нашего
Проекта.

С уважением,
Клепиков М.А.
куратор энтомологического направления
проекта "Экологическое Содружество"