Гидробиологические исследования озера в пойме р. Карымшины

Ludmila Romanova 25 ноября 2000 23:01:33

ГИДРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЗЕРА В ПОЙМЕ РЕКИ КАРЫМШИНЫ
Автор: Ксения Полынская, ученица 6 класса Термальненской СШ
Учебно-методический центр "Луч", Эколого-натуралистический отдел
п.Термальный Елизовского р-на Камчатской обл.
Руководитель: педагог дополнительного образования М.В. Писарева

Введение
В проекте описан первый опыт проведения гидробиологических исследований на одном из озер Паратунской долины вблизи поселка Термального. Раньше наша группа не занималась такими исследованиями, поэтому особенно больших результатов мы не достигли. Зато получили некоторый опыт и заразились интересом к обитателям пресноводных водоемов, которых, оказывается, великое множество. Работы проводились группой из 2-4 человек. Текст проекта написан ученицей 6 класса Термальненской средней школы Полынской Ксенией. Это уже третья работа автора - предыдущие проекты были ботанического направления. Основные участники проекта: Вершинин Максим (7 кл.), Самойлов Александр (8 кл.), Брусницин Петр (8 кл.).

Методика работ
При выполнении работ мы пользовались методическими пособиями, полученными от "Экологического Содружества": иллюстрированной методикой "Биоиндикация состояния пресного водоема" и книгой "Летние школьные практики по пресноводной гидробиологии".
В соответствии с методикой, мы изготовили сачок с рукояткой 1,5 м с диаметром отверстия 25см и длиной матерчатого конуса 75см. В качестве материи использовали тюль капроновый, и это себя оправдало - сачок был достаточно прочен и не пропускал "мелочь". Для отбора донных проб мы приготовили консервную банку с диаметром дна 15 см, сделав в днище несколько дыр. Для промывания грунта мы использовали сито с диаметром отверстий около 1,5 мм. С помощью этих принадлежностей мы отбирали пробы, промывали их, помещали обитателей озера в небольшие плоские ёмкости с водой, рассматривали с помощью лупы, определяли, а затем выпускали назад, в озеро.
Плавсредств у нас не было, а берега озера отличаются очень плохой проходимостью. Преобладает заиленное дно, к тому же у берега почти везде заросли лабазника и ивового подроста. Поэтому мы отбирали пробы все время на одном берегу озера, где было удобнее всего расположиться с нашими ёмкостями и определителями.
Работа началась 19 мая, а закончилась 4 июля. За это время мы побывали на озере 7 раз и отобрали 10 проб. Все определения вели на месте с помощью определителя, приложенного к "Биоиндикации пресного водоема", в сложных для нас случаях отбирали кое-что домой для более тщательного изучения и определения с помощью других определителей. Был составлен полный список обитателей озера и дана оценка его загрязнения с использованием индекса Майера.
Работа имеет несколько недостатков. Во-первых, начинать надо было раньше (скорее всего, в конце апреля) - некоторых обитателей озера мы, возможно, упустили. Во-вторых, нужно было все-таки найти способ отобрать пробы в разных частях озера. Объясняются эти ошибки тем, что все мы делали это впервые.
Помимо отбора проб мы также описали озеро: его размеры, тип грунта, характер береговой линии, водную и береговую растительность. За полтора месяца наблюдений мы получили некоторые данные по фенологии ручейников и стрекоз. Еще мы вели орнитологические наблюдения, так как на нашем озере обнаружился выводок диких уток.

Описание озера
Река Карымшина в своем среднем течении имеет много проток и стариц, из них иногда и образуются озера. Именно таким и является наше озеро - оно расположено в пойме реки, в 20 м от ее русла. Длина озера около 40 м, а ширина до 15м. Глубина в самом глубоком месте 1,6 м. Донный грунт повсеместно илистый, с примесью гниющих остатков. Вода непрозрачная. Температура воды в самые теплые дни лета может достигать 20 градусов. Берега извилистые, со всех сторон пологие, заросшие. На том берегу, что находится в непосредственной близости к реке, развито пойменное высокотравье: лабазник камчатский (Filipendula kamtschatica), борщевик сладкий(Heracleum dulce), морковник похожий (Antriscus aemula). Остальные берега поросли пойменным лесом, состоящим из ольхи пушистой (Alnus hirsata) и ивы удской (Salix udensis). Формула древостоя 8И 2О. Сомкнутость крон на отдельных участках составляет 100%, и подрост ивы может вместе с лабазником образовать непроходимые заросли, напоминающие джунгли. Высота самых больших деревьев 6м. Травянистые растения образуют 2 яруса. Верхний ярус - высокотравье из борщевика, лабазника, морковника, волжанки камчатской (Aruncus kamtschaticus), крапивы плосколистной (Urtica platyphylla), высота растений может достигать 2 и более м. Нижний представлен осокой (Carex) и разными синантропами в виде подорожника, одуванчика, гравилата, клевера, высота растений не более 40 см. У западного берега лес заболочен. Там отсутствует пойменное высокотравье, травянистый ярус состоит из осоки, к которой примешиваются хвощ речной (Equisetum fluviatile) и папоротник из рода страусопер (Matteuccia struthiopteris), а прямо в воде на кочках растет камыш мелкоплодный(Scirpus microcarpus).
Вблизи озера отсутствуют строения, дороги, свалки и стоки. Притоков в озеро нет. Однако, антропогенное воздействие ощутимо. Когда-то здесь было излюбленное место отдыха жителей. Потом все довольно сильно заросло и отчасти потеряло живописный вид. Сейчас сюда забредают рыбаки, туристы и дети. К озеру из п. Геологи ведет тропинка, возле которой всегда валяется что-нибудь не имеющее отношения к природе. В воде озера немало выброшенных бутылок, банок, пластиковых пакетов и другого мусора. Весной озеро выглядит довольно чистым, но к августу оно интенсивно зарастает ряской малой (Lemna minor) и рдестом пронзеннолистным (Potamogeton perfliatus).

Систематика найденных организмов
За период с 19 мая по 4 июля нами были обнаружены:
Класс двустворчатые моллюски (Bivalvia)
1.Беззубка (Anodonta)
2.Горошинка (Pisidium)
Класс брюхоногие моллюски (Gastropoda)
3.Катушка (Planorbis corneus)
4.Прудовик (Lymnaea)
Класс пиявки (Hirudinea)
5.Glossiphonia
Класс малощетинковые черви (Oligochaeta)
6.Червь дождевой (Lumbricidae)
Класс волосатики (Nematomorpha)
7.Волосатик водный (Gordius aquaticus)
Класс насекомые (Insecta)
Отряд ручейники(Trichoptera)
8.Limnophilus stigma
9.Limnophilus rhombicus
10.Limnophilus flavicornis
11.Rhyacophila
Отряд поденки (Ephemeroptera)
12.Baetis rhodani
13.Baetis bloculatus
Отряд стрекозы (Odonata)
14.Коромысло (Aeshnidae)
15.Бабка (Corduliidae)
16.Стрелка (Coenagrionidae)
17.Лютка (Lestidae)
Отряд жесткокрылые (Coleoptera)
18.Плавунец (Dytiscus)
19.Мелкий жук из семейства плавунцов (Dytiscidae)
20.Вертячка (Gyrinidae)
21.Нырялка (Hydroporus granularis)
Отряд полужесткокрылые (Heteroptera)
22.Гребляк. (Corixa)
23.Гладыш (Notonecta glauca)
24.Водомерка (Gerris)
Отряд двукрылые (Diptera)
25.Комар-звонец (Chiromonidae)
26.Комар-долгоножка (Tipulidae)
27.Мошка(Simuliidae)
28.Муха-журчалка (Eristalis)

Определение степени загрязнения водоёма
Для определения загрязнения водоёмов пользуются биотическими индексами Вудивисса и Майера. Индекс Вудивисса даёт более точные результаты, но его нельзя применять для определения загрязнения озёр. Мы использовали индекс Майера. Определить его несложно, надо знать только, какие группы беспозвоночных водятся в нашем озере.

Определение индекса Майера
1.Обитатели чистых вод
Личинки веснянок –
Личинки подёнок +
Личинки ручейников +
Личинки вислокрылок –
Двустворчатые моллюски +

2.Организмы средней чувствительности
Бокоплав –
Речной рак –
Личинки стрекоз +
Личинки комаров-долгоножек +
Моллюски-катушки,
Моллюски-живородки+

3.Обитатели загрязнённых водоёмов
Личинки комаров-звонцов +
Пиявки +
Водяной ослик—
Прудовики +
Личинки мошки+
Малощетинковые черви +

Знаком + отмечены те виды, которые были обнаружены в пробах. Число групп из первого столбца умножается на 3, второго - на 2, третьего - на 1. Получаем 20 баллов. Это характеризует озеро как водоём второго класса качества.
Впрочем, можно подозревать, что это определение не совсем точно, так как некоторые виды мы могли упустить из-за того, что начали работы слишком поздно.

Фенологические наблюдения
Поскольку работы продолжались полтора месяца, состав проб заметно менялся. Вот какие изменения удалось заметить.
19 мая мы наблюдали много передвигающихся по дну разных видов личинок ручейников. В это же время на озере было много мошки, отмечены взрослые водомерки. Личинки ручейников наблюдались до середины июня, а затем они исчезли.
12-16июня мы обнаружили личинки подёнки, жука-плавунца, стрекозы Cordulia. Плавали взрослые особи гребляков.
22 июня мы нашли личинки стрекоз Aeschna и Coenagrion. 27 июня в пробе были также личинки мелкого жука из семейства плавунцов.
4 июля озеро было богато личинками разных стрекоз, встретили личинку подёнки, плавунца, мухи-журчалки ("крыску"), жука нырялку(имаго), а также гребляка, гладыша и водомерку.

Дополнительные сведения
11 и 16 июня мы видели на воде озера 2 уток черно-белой окраски, которых после некоторых споров отнесли к морской чернети. 19 июня уток на озере было 6, но их окраску мы разглядели плохо. 22 июня мы видели 3 птиц, из которых 2 были черно-белые, а одна—рыжевато-бурая, видимо, самка. В начале июля утки исчезли из поля зрения. Какова же была наша радость, когда уже в середине августа мы увидели плавающий вдалеке выводок из 7 утят! Впоследствии мы наблюдали этот выводок несколько раз. Утята имели ту же масть, что и мать. Потом стайка возросла до 11особей. В конце августа 11 молодых уток дружно плавали и летали над озером. Они покинули озеро примерно в конце октября.

Заключение
Небольшое пойменное озеро, расположенное совсем рядом с п. Геологи, оказалось очень интересным объектом для наблюдений. Летом 2000 г. мы успели здесь сделать совсем немногое. На следующий год начинать наблюдения надо гораздо раньше, когда еще не сойдет снег. Период наблюдений надо удлинить, а промежутки между отбором проб сделать равномерными. Тогда можно будет наблюдать жизненный цикл разных водных насекомых. Орнитологические наблюдения на озере и в его окрестностях также представляют интерес.

Список использованной литературы
1.Глаголев С.М., Харитонов Н.П., Чертопруд М.В., Ямпольский Л.Ю. Летние школьные практики по пресноводной гидробиологии. М., 1999
2.Данилова Ю.А., Ляндзберг А.Р., Муравьев А.Г. Биоиндикация состояния пресного водоема (Иллюстрированная методика) С-Пб., 1999
3.Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. М., 1991
3.Методы геоботанических исследований. Методическое пособие. М., 1996
4.Определитель сосудистых растений Камчатской области. М., 1981
5.Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М., 1994
6. Храбрый В.М.. Школьный атлас—определитель птиц. М., 1988