Влияние деятельности человека на экосистему пруда.

Maxim A. Klepikov 20 декабря 2005 23:28:21

******* Проект Экологическое Содружество: www.ecocoop.ru *******


Влияние деятельности человека на экосистему пруда.
Автор: Гренадерова Юлия Васильевна, 8 кл. СОШ #2, г. Тутаев,
Ярославской области
Руководитель:Писарева Лариса Николаевна, учитель биологии

Вода - важнейший компонент жизнеобеспечения человека, непременное
условие существования всего живого.
Водоем (река, озеро, пруд) населен разнообразными живыми организмами:
растениями, животными, микроорганизмами; вместе с неживой природой они
образуют экосистему.
Летние каникулы я обычно провожу в деревне. Там есть пруд. Береговой
растительности не очень много (в основном ивы), да чуть поодаль
березы, но летом он выглядит очень красиво.
Однако я наблюдала, как люди оказывают и негативное воздействие, сами
того не замечая: дачники могут мыть машину, также на берегу стирают
паласы.
Поэтому цель работы: оценить экологическое состояние пруда.
Задачи: 1. Изучить видовой состав растений прибрежной части пруда.
2. Изучить видовой состав животных, обитающих в прибрежной зоне.
3. Изучить влияние деятельности человека на состояние водоем
4. Сделать вывод о состоянии экосистемы пруда.

Описание объекта и методики исследований.
Объектом исследования был выбран пруд, расположенный в деревне
Мирогостово, Борисоглебского с/с, Тутаевского р-на, в 4-х км от
левобережной части г. Тутаева, Ярославской области.
Пруд расположен на окраине деревни, площадь зеркала 2400м2. Глубина у
берега 60-80см, а максимальная около 2,5м. На дне слой ила, а под ним
твердый грунт. Пруд питается впадающим довольно крупным ручьем, талыми
водами и выпадающими осадками.

Исследования проводились 10 июля 2005г. время 10-12 часов, солнечно,
ветра нет, температура воды + 18?С.

Этапы работы:
Ознакомление с экосистемой пруда - применялась методика изучения
природных экосистем.
1. Изучение видового состава растений прибрежной части пруда.
Растительность преобладает в местах, не используемых для купания.
У берега, на мелководье господствуют осоки, стрелолисты (50см в
высоту, цветут все лето). На глубине 0,5-0,6м тростник, рогоз (1,5м в
высоту, цветки собраны в початки), а далее можно видеть плавающие
листья водяного лютика и выступающие из воды колосовидные соцветия
рдеста.
Зачерпнув воду банкой, с помощью лупы рассмотрела одноклеточные
зеленые водоросли, чем и объясняется <цветение> воды.
Достав из воды палку, обросшую зеленой тиной, опять же с помощью лупы
рассмотрела многоклеточные водоросли и поняла, это спирогира, т.к.
нити не переплетаются.
2. Животные, обитающие в прибрежной зоне.
На поверхности воды достаточно много клонов-водомерок различной
величины, жуков-вертячек, гладышей. Над прудом летали стрекозы,
которые активно охотились, а некоторые прятались от жары в зарослях
рогоза. При помощи сачка я извлекла обитателей прибрежной зоны из
пруда. И обнаружила прудовика обыкновенного, плавуна окаймленного,
паука-серебрянку, личинку стрекозы.
При осмотре листьев растений, я увидела кладки яиц, видимо водомерок,
т.к. они постоянно снуют, высматривая себе добычу: мелких насекомых,
падающих на поверхность воды. Но и слепни прилетают на листья и стебли
прибрежных растений, так что это могут быть и их кладки.
Обычный обитатель прибрежной зоны пруда - пиявка ложноконская, но для
человека она не опасна, а для животных - безжалостный хищник.
При взятии проб из толщи воды и со дна, я увидела личинку стрекозы,
несколько личинок комара (мотыль), червей, куколку насекомого,
маленьких двустворчатых моллюсков.
3. Влияние деятельности человека.
Пруд находится на окраине деревни, в 100-150м огороды и пашни. Воду
берут поливать и на хозяйственные нужды, купаются летом, с резиновых
лодок ловят рыбу - карася. На берегу стирают летом паласы, дорожки,
другие вещи. Моющие средства попадают в воду.
Поэтому я решила:
а) определить кислотность воды с помощью индикаторной бумаги
(универсальной)
б) изучить влияние моющих средств на обитателей водоема.
Эту работу я проводила уже в школе в конце августа.
Предварительно выращенную культуру простейших поместила на предметное
стекло, а рядом каплю воды, в которую на кончике иглы добавила
стиральный порошок, а во втором опыте раствор хозяйственного мыла.
Капли соединила водным мостиком. После этого наблюдала за поведением
простейших в этой и другой (контрольной) капле (без моющих средств)
отмечала характер изменений и время.

Результаты работы
Состояние экосистемы пруда.
Продуцентами в экосистеме пруда являются водоросли, в том числе
фитопланктон и водные цветковые растения прибрежной зоны - рдест,
заросли рогоза, камыша, стрелолиста и др.
Но я заметила, что отсутствуют кувшинки, не обнаружила я и дафний,
ручейников - индикаторов чистого водоема.
В результате увеличения нагрузки на ландшафт из-за увеличения
количества отдыхающих в летнее время, возрастает загрязненность пруда.
Пока это не наносит существенного ущерба экосистеме, но необходимо
обратить на это внимание.
Наблюдения показали, что под воздействием даже незначительного
количества СМС жизнедеятельность микроорганизмов меняется.
Характер движения простейших из поступательного становится
вращательным (на одном месте). Через некоторое время они умирают. В
растворе хозяйственного мыла через 2-3 мин. В стиральном порошке
через 2.5 - 3 мин.

ВЫВОДЫ:
1. Возможной причиной отсутствия целого ряда растений и животных в
водоеме может быть хозяйственная деятельность человека, нерациональное
использование им этого биогеоценоза.
2. СМС, попадая в пруд, оказывает влияние на экосистему: меняется
величина РН, количество кислорода, освещение нижележащих слоев,
нарушается фотосинтез и др.
3. Один из путей сохранения водоема - экологическое просвещение
населения.

Литература:
Д.Л. Теплов, Е.В. Титов <Обитатели прибрежных вод>.
В.Ф. Морозова <Водные биоценозы>.
В.С. Новиков, Губанов И.А. Определитель растений.
М.А.Козлов, Олигер И.М. Школьный атлас - определитель беспозвоночных.