АЕГ РЕЛШ

Vladislav Sokol 15 ноября 2000 16:09:35

1.

Название работы:

"Содержание свинца в почвах Коминтерновского района г. Воронежа"

Сведения об авторах:

1) Наметкина Ольга Викторовна.

место учебы: 11 "А" класс, средняя школа ? 57

возраст: 16 лет

2) Токарева Елена Сергеевна.

место учебы: 11 "А" класс, средняя школа ? 57

возраст: 16 лет

Сведения о руководителях:

1) Незнамова Елена Петровна, педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи, руководитель НОУ "ЭКО",

2) Гончарова Юлия Адольфовна, учитель биологии сш. ? 57.

Название экологической организации, в которой выполнена работа:

Научное Общество Учащихся "ЭКО", биологический отдел, Муниципальное учреждение дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

Тема работы посвящена исследованию содержания свинца в почвах г. Воронежа, т.к. в последнее время загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами приняло угрожающие масштабы.

Главным источником свинца являются автомагистрали. Ранжирование территорий по уровням риска позволило выделить наиболее неблагополучный - Коминтерновский район г. Воронежа. Этот район, насыщенный промышленными предприятиями и автомагистралями является одним из самых загрязненных по данным ЦГСЭН Воронежской области.

Поэтому, объект нашего исследования - почвы Коминтерновского района.

Цель нашего исследования - сравнить содержание ионов свинца в почвах различных участков Коминтерновского района г. Воронежа.

Место проведения исследований (полигон) - перекрестки улиц 9 Января, Торпедо, Машиностроителей.

Сроки проведения исследований - в течение 1999 - 2000 учебного года.

Задачи: 1. Изучение особенностей накопления свинца в окружающей среде (особенно в почве) и его воздействия на живые организмы.

2. Составление плана исследуемой территории.

3. Отбор проб почвы и их химический анализ.

4. Исследование содержания свинца в пробах почвы и сравнение их.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:


a.. При проведении исследований были использованы следующие литературные источники:

1. Богдановский Г.А. Химическая экология,- М.: МГУ, 1994 г.

2. Глазовская М.А. Основы почвоведения и географии почв, - М.: ВШ, 1982 г

3. .Добровольский В.В. Лабораторные работы по географии почв с основами почвоведения,- М.: Просвещение, 1973 г - отбор проб почвы и их химический анализ.

4. Доклад о состоянии окружающей среды Воронежской области в 1997 году. Сборник,- Воронеж, 1998 г.

5. Дорогань Л.Ф. Экология,- Воронеж: Изд-во ВГУ, 1993 г.

6. Мамчик Н.П., Куролап С.А., Клепиков О.В. Экология и мониторинг здоровья города Воронежа,- Воронеж: изд-во ВГУ, 1997 г.

7. Химия: Справочные материалы: учебное пособие для учащихся/ под ред. Третьякова Ю.Д.,- М.: Просвещение, 1984 г.

8. Биология - газета,- ? 47, 1995 г. - определение содержания свинца в пробах почвы

9. Бумеранг - газета,- ? 17, 1998 г.


a.. Объем материала:

В ходе выполнения работы были отобраны в типичных точках и исследованы 8 проб почвы (трехкратная повторность). Проводились регулярные наблюдения за ситуацией на перекрестках улиц 9 Января и Торпедо, 9 Января и Малаховского, в окрестностях 8 детской поликлиники ( ул. Машиностроителей), на пересечении улиц 9 Января и Машиностроителей.


a.. Полученные результаты и выводы:

Изученный участок испытывает сильное влияние автотранспорта, особенно ул. 9 Января, которая является крупной транспортной развязкой и открыта для всех видов транспорта; а также ул. Машиностроителей. По ним проходят многочисленные маршруты автобусов и маршрутных такси. Тем не менее, на пересечении улиц 9 Января и Машиностроителей находится средняя школа, и состояние окружающей среды в данном районе не может не вызывать тревогу.

На основе проведенных исследований мы установили, что почвы территории относятся к супесчаным и легкосуглинистым, малогумусным мало- и среднеплодородным. pH = 6,5. Содержание легко- и среднерастворимых соединений не превышает нормы.

По содержанию свинца только 3 пробы из 8 не превышают ПДК в 32 мкг/кг

Наибольшее количество свинца (0,06 мг/л или 90 мкг/кг) содержится в пробах, отобранных рядом с местами активного торможения транспорта:

1) у светофора и остановки общественного транспорта на перекрестке улиц 9 Января и Торпедо.

2) на перекрестке улиц 9 Января и Машиностроителей

Почти такое же содержание свинца (0,05 мг/л или 75 мкг/кг) отмечается в пробе которая была отобрана также у светофора на перекрестке улиц 9 Января и Машиностроителей.

Мы считаем, что повышенное содержание свинца в данных пробах связано с тем, что при торможении и последующем разгоне автотранспорта происходит неполное сгорание топлива, и выброс вредных веществ (в том числе свинца) усиливается.

Наименьшее содержание свинца (0,12 мг/л или 18 мкг/кг) отмечается в пробе ? 5 - на "тихом" перекрестке улиц 9 Января и Торпедо. Остальные пробы занимают промежуточное положение, однако в целом, содержание свинца больше в пробах, отобранных на более оживленном перекрестке. Таким образом прослеживается четкая зависимость между интенсивностью движения автотранспорта и накоплением свинца в почве.


a.. Обсуждение результатов:

Полученные результаты обсуждались на научной конференции школьников и студентов в Воронежском госуниверситете в апреле 2000 г. Авторы удостоены дипломов лауреатов.


2.

Название работы:

" Оценка планировки и озеленения пришкольной территории"

Сведения об авторах:

1) Самбулова Ирина

место учебы: 10 "А" класс, средняя школа ? 57 г. Воронежа

возраст: 15 лет

2) Землянникова Елена

место учебы: 10 "А" класс, средняя школа ? 57 г. Воронежа

возраст: 15 лет

Сведения о руководителях:

1) Незнамова Елена Петровна, педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи, руководитель НОУ "ЭКО",

2) Гончарова Юлия Адольфовна, учитель биологии сш. ? 57.

Название экологической организации, в которой выполнена работа:

Научное Общество Учащихся "ЭКО", биологический отдел, Муниципальное учреждение дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи г. Воронежа.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

В школе мы проводим большую часть нашего дня. Экологическое состояние пришкольной территории влияет на наше физическое и психическое состояние.

Основным экологическим требованием является расположение детских учреждений на достаточном удалении от предприятий, шоссейных дорог, рынков, гаражей и тому подобное, однако оно не всегда выполняется. В этих условиях исключительно важное значение приобретает озеленение пришкольной территории.

Итак, для того, чтобы школьники чувствовали себя комфортно, пришкольная территория должна быть правильно спланирована и озеленена.

Цель нашей работы - оценить планировку и озеленение

Место проведения исследований (полигон) - территория и окрестности средней школы ? 57 Коминтерновского района г. Воронежа.

Сроки проведения работы - в течение 1999 - 2000 учебного года.

Задачи:

1. Изучить состояние вопроса по литературным источникам.

2. Составить подробный план пришкольной и окружающей ее территории.

3. Ознакомиться с санитарными нормами.

4. Определить степень озеленения пришкольной территории.

4. После проведенных исследований сделать определенные выводы и внести, если этого потребует ситуация, конкретные предложения.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:


a.. При проведении исследований были использованы следующие литературные источники:

1. Алексеев С.В. Методика выполнения лабораторных работ. - М. : ДС, 1999 г.

2. Алексеев С.В. Экология (учебное пособие). - Спб: СМИО Пресс, 1999 г.

3. Вронский В.А. Антропогенное загрязнение атмосферы и растения. - М.: Биология в школе, 1999 г.

4. Геоэкологические проблемы устойчивого развития городской среды / под ред. Федотова В.И., Куролапа С.А. - Воронеж: изд-во Квадрат, 1996 г.

5. Крикунов Е.А., Сидорин А.П. Экология 9. - М.: Дрофа, 1995 г.

6. Экология и мониторинг здоровья г. Воронежа / под ред. Мамчика Н.П., Куролапа С.А., Клепикова О.В. - Воронеж: изд-во ВГУ, 1997 г.


a.. Объем материала:

В ходе выполнения работы был обследован микрорайон средней школы ? 57 Коминтерновского района г. Воронежа. Составлена подробная карта - схема территории, произведена оценка планировки и озеленения.


a.. Полученные результаты и выводы:

На карте пришкольного участка, согласно методике /1/ мы отметили следующие зоны - спортивную, хозяйственную, учебно-опытную. При сравнении с санитарно-гигиеническими нормами, мы выяснили:

1) Учебно-опытной зоны (участка размещения различных культурных, цветочно-декоративных растений, метеорологической и географической площадок), как таковой нет. Или она просто сливается с остальными зонами, т.е. четкого ее выделения нет.

2) Зона отдыха также сливается со спортивной зоной. Кроме того, спортивная зона вплотную подходит к зданию школы, не отделяется от него полосой зеленых насаждений. Этого быть не должно.

3) Четко выражена только хозяйственная зона, однако она размещается со стороны, противоположной столовой, что является нарушением.

Кроме того, на территории школьного двора находится неофициальная стоянка автомашин, подъезжающих к спортивной школе, что является грубым нарушением.

После измерения расстояний до магазинов, аптек, промышленных предприятии, дорог, жилых домов, мы пришли к следующим выводам:

1) Расстояние от школы до промышленных предприятий соответствует норме ( 60 м против 50 м , соответственно). Школа даже находится на 10 м дальше от промышленного предприятия (пивзавод).

2) Расстояние до продовольственного магазина также соответствует норме (54 м против 50 м). А вот расстояние до появившихся сравнительно недавно аптек ниже нормы - 24 м и 38 м против 50 м. Однако, аптеки не оказывают столь большого влияния на окружающую территорию, как промышленные предприятия.

3) Расстояние от школы до жилых домов также соответствует норме ( 14 м против 10 м). И никоем образом отрицательно не влияет на экологическое состояние микрорайона, физическое и психическое здоровье учащихся школы ? 57.

4) Расстояние от школы до автострады на 6 м ниже нормы (19м против 25 м) и примерно в шесть раз ниже оптимального значения в 100 м. Это является нарушением в планировочной структуре, и очень серьезным, так как на обеих улицах движение достаточно интенсивное, открытое для всех видов транспорта, в том числе грузового. По ул. 9 Января расположены трамвайные пути. Автобусные маршруты, две автобусные остановки, перекресток способствует сильному загрязнению выхлопными газами окружающей среды.

Таким образом, налицо нарушения планировочной структуры, как пришкольной, так и окружающей территории.

Оценив озеленение территории, мы получили следующие результаты:

1) Ширина защитной полосы из деревьев на территории школы равна 10 м и 6 м, что почти в два раза превышает санитарно-гигиенические нормы.

2) Ширина же защитной полосы со стороны дорог равна 3 м, что в два раза ниже нормы.

3) Площадь деревьев по периметру крон, приходящихся на одного учащегося 12 м2, что почти в пять раз ниже нормы в 50 м2.

4) Расстояние от школы до деревьев равно 10 м, что соответствует норме.

5) Расстояние между деревьями на разных участках определяются по-разному (от 3 м до 10 м). Деревья посажены часто. Но при данных условиях расположения школы, часто посаженные деревья являются фактором защиты воздуха от пыли и загрязнений.

5) Количество деревьев на 1 га соответствует норме.

Для того, чтобы улучшить экологическую ситуацию в районе школы ? 57, мы предлагаем следующее:

1. Запретить стоянку автомашин на территории школьного двора.

2. Разбить дополнительные клумбы или газоны.

3. Посадить на свободных участках около школы и на клумбах растения, наиболее устойчивые к загрязнению окружающей среды.


a.. Обсуждение результатов:

Полученные результаты обсуждались на научной конференции школьников и студентов в Воронежском госуниверситете в апреле 2000 г. Авторы удостоены диплома третьей степени.

Обратный адрес: palase@online.ru