Ландшафтный профиль

Alexey Butorin 27 ноября 2000 17:09:59

**************Ecological Cooperation Project*****************
* monitor@fadr.msu.ru http://fadr.msu.ru/ecocoop/monitor *
*************************************************************


Национальный парк "Лосиный остров"
Детский экологический центр
Летняяя экологическая школа (ЛЭШ) 2 СТУПЕНИ

"КОМПЛЕКСНЫЙ ЛАНДШАФТНЫЙ ПРОФИЛЬ"
Елизавета МАТЫСКО (9 класс); Юлия ФЕДЮКОВА (9 класс).
Руководитель: Н.Н.Буторина
Научный консультант : М.В. Кравченко

Во время летней практики второй ступени ЛЭШ перед нашей
исследовательской группой ( 8 чел.) была поставлена цель: разработать
маршрут и
составить описание учебного ландшафтного профиля в окрестностях экоцентра.
Работа была разделена на несколько этапов:
1.Выбор линии маршрута и маркировка ее на местности.
2.Выбор ключевых точек для ежегодных наблюдений и составление на них
геоботанических описаний.
3.Изучение почвенного профиля в различных природных сообществах и отбор
почвенных монолитов для экспозиции в экоцентре.
4.Исследование биоты водоемов, пересекаемых ландшафтным профилем: Нехлюдов
рукав, карьер, Верхнеяузское болото.
5.Разработка рекомендации для дальнейших работ по ландшафтному
профилю.

Полевые исследования были проведены с 19.06.2000 по 25.06.2000 в
Мытищинском лесничестве национального парка "Лосиный остров", в
окрестностях
детского экоцентра.
Нами была выбрана линия маршрута ландшафтного профиля и промаркирована
временными марками. В дальнейшем необходимо провести более точные
топографические измерения на местности и
промаркировать стационарными марками.
В течении рабочей недели у нас состоялось 7 маршрутов, в которых мы
сделали геоботаническое описание на 22
точках. Из них 4 точки ландшафтного профиля расположены рядом с водоемами:
2 точки расположены при пересечении профилем ручья Нехлюдов рукав, 1точка -
на западной оконечности карьера и еще
1 точка на правом берегу Верхнеяузского болотного комплекса. На лугах было
сделано 7 геоботанических
описаний. В лесных сообществах - 11.
Были выбраны 4 точки для почвенных разрезов, на них
сделаны описания почвенного профиля и взяты три почвенных монолита для
экспозиции. По маршруту ландшафтного профиля пока нами выявлено три вида
почв : дерново-подзолистые ( в ельнике-кисличнике и в смешанном
хвойно-широколиственном лесу), дерново-глеевые (злаково-разнотравный луг),
торфяно-глеевые(ельник-зеленомошник).
Гидробиологические исследования являлись частью описания
комплексного ландшафтного профиля. Мы составляли географическое и
геоботаническое описание точек на водоемах. Более подробно исследовались
обитатели водных экосистем, как индикаторы класса качества воды.
Расчеты по индексу Майера показали, что карьер и Нехлюдов рукав можно
отнести к относительно чистым водоемам, а болото - к грязным (но это
загрязнение природное).

Комплексный ландшафтный профиль дает
возможность проанализировать сразу несколько природных компонентов. В нашем
случае данные полевых исследований позволяют найти взаимосвязи рельефа,
растительности, почвы и степени увлажнения.
При выполнении ряда многолетних наблюдений на ландшафтном профиле
можно будет проследить динамику развития природных комплексов.

В результате проделанной нами работы на территории национального парка
"Лосиный остров" появился новый учебный
маршрут "Лосиноостровские джунгли" с достаточно подробным комплексным
описанием и графическим изображением ландшафтного профиля.
Мы рекомендуем использовать маршрут для школьников средних и старших
классов.
На нем можно изучать практические стороны ботаники, зоологии, почвоведения,
ориентирования на местности,гидробиологии, проводить комплексные
исследования.
Анализ ландшафтного профиля помимо обучающих целей по
составлению описаний отдельных природных сообществ (лес, луг,
болото и т.д ) , позволяет проследить горизонтальные и вертикальные
взаимосвязи природных компонентов.
Работа по ландшафтному профилю только начата. Мы надеемся, что
следующие группы второй ступени ЛЭШ продолжат наши исследования.