Конференция 2000 от Стариковой М

Алексеева Н.И. 30 ноября 2000 10:36:42

**************Ecological Cooperation Project*****************
* monitor@fadr.msu.ru http://fadr.msu.ru/ecocoop/monitor *
*************************************************************


----- Original Message -----
From: Kravchenko M.V.
To: Ecocoop Conference-Monitor
Sent: Wednesday, November 01, 2000 12:38 PM
Subject: Конференция 2000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ
В УЧЕБНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ

Старикова Мария, ученица 9 класса
- общеобразовательная средняя школа ? 7, г. Сосновый Бор, Ленинградская
область
Руководитель работы: учитель биологии Алексеенко З.А.

Уровень освещения в учебных классах школы является одним из факторов,
влияющих на здоровье детей - в первую очередь на их зрение. Величина
освещения во время учебного процесса сказывается также на общем состоянии
учащихся, влияя на их работоспособность, быстроту реакции, утомляемость и
другие показатели функционального состояния организма. Как недостаток
освещения, так и его избыточность отрицательно сказываются на физическое
состояние учащихся и не способствуют эффективному усвоению ими учебного
материала. С целью создания оптимальных условий для учебного процесса в
школе и максимальной защиты зрения учащихся от светового дискомфорта в
Российской Федерации предусмотрены санитарные нормы на уровень освещения в
учебных помещениях школы [1].
Целью данной работы являлась оценка уровня освещения в учебных классах с
целью подготовки, в дальнейшем, материалов для составления санитарного
паспорта школы.
В течение четырех месяцев учебного года (ноябрь - февраль) занятия в школе
начинаются до восхода Солнца. И эта разница, например, в декабре и январе
месяце, составляет 2 часа.
Таким образом не менее (40 - 45) % учебного времени в учебных классах школ
Ленинградской области необходимо наличие искусственного электрического
освещения. И поэтому характеристика искусственного освещения учебных
помещений школы имеет важнейшее значение в проведении учебного процесса и
создании комфортных условий для работы учащихся и преподавателей.
В качестве объекта исследований был выбран учебный кабинет младших классов
школы (кабинет ? 20 корпуса 2), в котором планировка интерьера и размещение
осветительных приборов соответствуют рекомендациям по проектированию
школьных помещений [1]. Площадь класса - 60 м2. Потолок кабинета побелен
известью, что обеспечивает коэффициент отражения света не менее 0,7. Стены
окрашены в желто-охристый цвет и имеют коэффициент отражения не менее 0,5.
Пол покрыт линолеумом нейтрального серого цвета, при котором коэффициент
отражения не превышает 0,3. Осветительные приборы, содержащие люминесцентные
лампы типа ЛС, размещены в три ряда параллельно длинной стороне класса.
Выбор измерительной аппаратуры, проведение измерений и обработка их
результатов при определении уровня освещения определены требованиями ГОСТ-а
[5]. В соответствии с которым, для оценки уровня освещения использовались:
- фотоэлектрический люксметр типа Ю-117, обеспечивающий погрешность
измерений +15 % [6];
- астрономические таблицы восхода и захода Солнца для II часового пояса на
1999 и 2000 года [2,3].

По результатам измерений определялось среднее значение освещенности в каждой
контролируемой точке.

вызвано чисто технической причиной - в осветительных приборах над этими
контрольными Полученные в процессе измерений средние значения освещенности
рабочих мест учащихся и учителя в учебном классе Измерения проводились в
период учебного года с наиболее коротким световым днем: 29 ноября 1999 г.
(восход Солнца в 8 ч.30 мин) и 26 января 2000 г. (восход Солнца в 8 ч.35
мин.). В эти дни была устойчивая пасмурная погода - сплошная низкая
облачность, без осадков. Измерения освещенности в учебных классах
выполнялись в самом начале учебного дня (до восхода Солнца) и в середине
дня.
Согласно санитарным нормам на уровень освещения в учебных помещениях школы,
величина освещенности на рабочих местах учащихся и учителя должна составлять
300 люкс, а в плоскости классной доски - 500 люкс [1].
Усредненная величина освещенности Е1 на рабочих местах учащихся и учителя
может быть определена по данным, приведенным в таблице, как:
Е1 = (еEтi) / n = 302,8 лк,
где: ЕТ - величина освещенности в контролируемой точке, n - число измерений.
Усредненная величина освещенности Е2 в плоскости классной доски может быть
определена как:
Е2 = (еEтi) / n = 498,3 лк.
Из полученных результатов следует, что, с учетом погрешности измерений,
равной +15 %, уровень искусственного (электрического) освещения в учебном
классе соответствует санитарной норме практически по всему пространству
класса.
Наблюдаемое в т.4, т.7 и т.10 уменьшение освещенности от нормативного
значения точками из двух люминесцентных ламп одна либо не работала (т.10),
либо работала в половину своей мощности (т.4 и т.7).
В середине учебного дня наблюдается некоторое повышение уровня освещенности
в классе, вызванное добавлением к искусственному (электрическому) освещению
естественного - рассеянного солнечного излучения дневной атмосферы. При
полностью выключенном электрическом освещении в классе величина освещенности
в контрольных точках составляла (10 - 40) лк.
Помимо величины освещенности искусственное освещение учебного класса
характеризуется также спектральным составом излучения источника света. На
рис.4 представлены спектральные распределения излучения люминесцентных ламп
серии ЛС (кривая 1) [7] и солнечного излучения (кривая 2) [5]. Откуда
следует, что в спектре излучения люминесцентных ламп весьма мала доля
ультрафиолетового излучения
(l < 450 мкм). Недостаток ультрафиолетового излучения у люминесцентных
источников света неблагоприятно сказывается на самочувствии школьников,
особенно младшего возраста, в многочисленные пасмурные дни. Для устранения
этого негативного явления осветительные приборы учебных классов школы
целесообразно дополнить, включаемыми при необходимости ультрафиолетовыми
излучателями.
В рассматриваемом учебном классе цветовая гамма интерьера, число и
расположение осветительных приборов, а также размещение рабочих мест
учащихся и учителя полностью соответствует требованиям типового проекта [5].
Поэтому, вместо сложных светотехнических расчетов, для определения значения
показателя дискомфортности, можно воспользоваться справочными данными,
представленными в работе [7]. Откуда следует, что показатель дискомфортности
искусственного освещения для такого типового учебного помещения может быть
равным (8 ё12). В то время, как по световым нормативам показатель
дискомфортности освещения не должен превышать 40.
Результаты, полученные в процессе выполнения настоящей работы позволяют
сделать следующие выводы:
- принятая методика измерений и используемые при этом измерительные средства
позволяют объективно оценить уровень освещенности в учебных кабинетах школы
и могут быть использованы при составлении экологического паспорта школы,
- освещенность в плоскости рабочих мест учащихся и учителя ~ 300 люкс и в
плоскости классной доски ~ 500 люкс соответствует санитарной норме,
- показатель дискомфортности искусственного освещения значительно ниже
допустимого по санитарной норме значения.

Литература
1. Санитарные нормы уровня освещения в учебных и рабочих помещениях. - М.:
изд. Госстандарт РФ, 1990. - 27 с.
2. Ленинград. Историко-географический атлас. - М.: Глав. упр. геодезии и
картографии при СМ СССР, 1977. - 120 с.
3. Астрономический календарь на 1999 г. - С.- Петербург.: "Наука", 1998. -
160 с.
4. Астрономический календарь на 2000 г. - С.- Петербург.: "Наука", 1999. -
155 с.
5. Рекомендации и типовые решения по освещению основных школьных
помещений. - М.: МНИИТЭП, 1980. - 36 с.
6. Техническое описание фотоэлектрического люксметра Ю - 16. - Л.: завод
"Вибратор", 1979. - 18 с.
7. Справочная книга по светотехнике (под ред. Ю.Б. Айзенберга). - М.:
Энергоатомиздат, 1983. - 469 с.

Вefinition of artificial lighting level in school classrooms

Maria Starikova, student of the ninth form
- Secondary school ? 7, Sosnovy Bor, Leningrad region
Master of work: biology teacher Z.A. Alekseenko

Annotation
One of the factors influencing schoolchildren's health at school is the
level of lighting in classrooms. Both lack of lighting and surplus of it
make negative effect on physical condition of students and impede them in
effective mastering educational materials. To provide the optimal conditions
for educational process at school and maximal protection of eyesight of
students from lighting discomfort provision was made for the sanitary norms
of lighting level in school classrooms. The aim of this work is to develop
the method of evaluation of the artificial lighting level in school
classrooms. One of the classrooms was chosen as an object of this
investigation. The interior lay out of it and the location of lighting
devices in it correspond to the recommendation for the school classroom
design. For measurement of lighting level a photoelectric illumination meter
was used. The method of measurement and treatment of the results met the
sanitary standards for light measurements.
The received results of measurements during dull days in November - January,
2000 showed:
- the adopted method of measuring allows to evaluate objectively the level
both artificial and natural lighting in school classrooms;
- the artificial lighting level at work places of school classrooms
corresponds to the sanitary norms;
- the discomfort index of artificial lighting is much lower than the
permissible sanitary norm value.
Insufficient ultraviolet level in the luminescence spectrum unfavourablly
tells on the general state of pupils, especially junior schoolchildren in
dull days. For removing this negative effect it is expedient to use UF-light
sources which are switched on when necessary, besides usual lighting
devices.