Почвоведение в летнем экологическом лагере "Дети Волги" Аня Рахлеева 02 октября 2001 20:38:47 В июле месяце 2001 г. в Ростовском районе Ярославской области состоялся четвертый экологический слет школьников "Мы - дети Волги". На берегу реки Сары, возле Сарского городища был создан палаточный лагерь, где ребята, активно участвуя в обустройстве и жизни лагеря, знакомились с природой района. Целью данного мероприятия было развитие экологических знаний, экологической культуры у ребят, воспитание любви к природе. В течение нескольких дней ребята ходили на занятия по ботанике, зоологии, истории, почвоведению и др. В работе лагеря приняли участие сотрудники Центра Проекта "Экологическое Содружество", организовавшие занятия по почвоведению, энтомологии, краеведению, беседы о природоохранных проблемах. Многие организации из Ярославской и Московской областей - давние участники нашего Проекта. Хотелось немного подробнее остановиться на изучении почв поймы реки Сары. К сожалению, в школьной программе очень мало внимания уделяется почвам и их роли в нашей жизни. Поэтому, за время проведения слета организаторы постарались как можно полнее познакомить ребят с почвам, показать, как их нужно изучать. На разных по геоморфологии элементах поймы - центральная пойма, притеррасное понижение, первая терраса - были заложены 4 почвенных разреза, два из которых глубиной до 80 см. Три – на пойме реки Сары, один – на первой террасе. Были изучены почвенные горизонты, выделяющиеся в этих разрезах. Ребята охарактеризовали растительность, под которой формируются вскрытые почвы. Исследования показали, что в центральной части поймы формируются аллювиальные луговые почвы, для которых характерны горизонты Ад-А1-АВ-С; в притеррасном, заболоченном понижении формируются аллювиальные болотные почвы с горизонтами Ад-А1g-G; на первой террасе выделяются оподзоленные почвы с горизонтами А0-Е-ВС-С. Интересно, что в одном из разрезов, заложенном вблизи Сарского городища, на некоторой глубине были обнаружены следы пахоты, по всей видимости, по времени совпадающие с расцветом городища. Приобретенные навыки помогут ребятам в дальнейшем самостоятельно исследовать почвенных покров интересных для них территорий. Они приобрели навыки по подготовке почвенных разрезов, по их исследованию и описанию, смогли самостоятельно познакомиться с рядом почвенных свойств и признаков, среди которых - цвет, структура, плотность, механический состав. Анна Рахлеева,
|