Оценка состояния леса по сосне - Старый Оскол
Marina Rykhlikova 27 декабря 2001 22:37:43
Оценка жизненного состояния леса по сосне Гладыш Дарья, 14 лет, 9 кл., муниципальная гимназия № 18 Козлова Ирина, 14 лет, 9 кл., муниципальная гимназии № 18 Руководитель - Радуль Эмилия Михайловна, педагог станции юных натуралистов N 1 г. Старый Оскол Тему для проведения исследований взяли из методического пособия под редакцией Ю.А. Буйволова, М.В. Кравченко, А.С. Боголюбова. Цель работы - дать оценку жизненного состояния леса методом биоиндикации. Поставленная цель включает 3 важнейшие задачи: 1. Закладка постоянных пробных площадок в сосновом насаждении. 2. Описание общего жизненного состояния деревьев. 3. Оценка и представление результатов исследования. Данная методика изучения, мониторинга и оценки жизненного состояния леса базируется на методе биоиндикации. В качестве биоиндикатора использовали сосну обыкновенную (сосна наиболее чувствительна к загрязнению воздуха). Сосновые насаждения созданы человеком, т.е. для закрепления песков в городе. Свои исследования мы проводили в квартале N 40 Пушкарского лесничества, ур. Ублинские горы. Данное урочище находится на расстоянии 30 м от дороги. Постоянные площадки определяли в глубине массива. Выбирали центральную точку, помечали краской и на расстоянии 25 м от этого дерева (0) на север, юг, восток, запад при помощи компаса и рулетки, вбивали колышки высотой 30 см, намеченные краской. Около угловой точки выбрали по 1 ближайшему дереву, для описания жизненного состояния. Данное дерево намечали краской с указанием номера дерева и стороны света. Описание жизненного состояния леса проводили по древостою. Заложили 2 площадки и описали по 6 деревьев. Деревья, имеющие механическое повреждение, исключались из описания. На каждую площадку составляли паспорт с указанием высоты (24-27м), диаметра (18-26см), возраста (по мутовкам) 50-55 лет. Сделали почвенный разрез (серая лесная почва). С помощью бинокля осматривали ветки в средней части сосны. Класс дефолиации 5 дерева на пробной площадке имеет среднюю степень угнетения кроны, за счет близко растущих деревьев. У отдельных деревьев на площадке было много зеленых шишек, а на нижних ветвях были старые открытые шишки. Прирост побега 5-10 см. На 2-ой площадке заметили следы белки, клеста, на деревьях 2 дупла дятла. По описанию двух площадок заполнили бланк описания жизненного состояния деревьев. Сумма баллов отдельных деревьев доходит до 10.Это говорит о факторах антропогенного воздействия на данный массив Рядом проходит главная магистраль – трамвайная линия. Очень скудный живой напочвенный покров: много отдыхающих, грибников, рядом выпас скота. По повреждению и усыханию хвои сосны можно судить о загрязнении данного леса диоксидом серы. Анализов по загрязнению в лабораторных условиях мы не делали. Отметили 2 усыхающих дерева по всей кроне на 2-ой площадке. Хвоя повреждена на 70% от общего количества деревьев. Прирост отсутствует. На 3 дереве (площадка № 2) трутовики. Высохло в кроне. По описанию 2-х площадок построили диаграммы общего жизненного состояния леса. Исследования продолжали, чтобы более точно оценить состояние данного соснового насаждения. Исследования проводим летом, осенью и в декабре месяце. Экспедиционный отряд гимназии № 18, школ № 17, 6, 28 "Лесные робинзоны" оказывает лесхозу большую помощь. В 2001 году ребята провели акцию "Лес на склонах", посадили 25 га сосны обыкновенной по участкам, подверженным эрозии почв. Это областная программа рассчитана до 2005 года. В пожароопасный период ведут наблюдения за определенными участками леса, где большой поток отдыхающих. Осенью 2001 года собрали 500 кг желудей, а в январе провели акцию по сбору шишек сосны обыкновенной. Окультурили места отдыха в урочище Ублинские горы, очистили 10 га леса от захламленности, провели прополку питомника лесных культур. Литература 1. Т.Я. Ашихмина. Школьный экологический мониторинг, Агар, 2000 2. М.Л.Гуленкова, А.А. Красников Летняя полевая практика по ботанике. М., Просвещение, 1976. 3. А.Н. Захлебный и др. Экологическое образование школьников во внеурочное время, М., Просвещение, 1984 4. Под ред. Ю.А. Буйволова, А.С. Боголюбова, М.В. Кравченко. Методика оценки жизненного состояния леса по сосне. М., 1998.
|