Re: Изучение фона радиации учебных и других помещений - Лицей 1,Петрозаводск
Kravchenko M.V. 25 декабря 1999 18:37:40
**************Ecological Cooperation Project***************** * monitor@fadr.msu.ru http://fadr.msu.ru/ecocoop/monitor * ************************************************************* Ребята, работа очень интересная, но... > Альфа - частицы относительно тяжелы и не способны проникать через > неповрежденную кожу. Если же с пищей, водой или воздухом они попадают > внутрь организма, то становятся чрезвычайно опасными. С пищей и водой в организм попадают не частицы, а изотопы - альфа излучатели. > Основной целью данной работы являлось выявление локальных зон повышен- > ной радиации в условиях школы. > Исследование проводилось на базе лицея ї1. > В качестве прибора использован бытовой дозиметр. Такие дозиметры дают очень большие ошибки (примерно 30-60%), посмотрите инструкцию. > В каждом кабинете выбиралось 5 точек. Для точности статистических > расчетов измерения проводились трехкратно. Для точности статистических расчетов необходимо проводить несколько измерений в одном месте. А что нужно делать для увеличения точности измерений? > Согласно результатам исследований большинство кабинетов на 1 этаже > соответствуют предельно допустимым нормам (примерно от 8 до 13 мR/h). Измеряемая вами величина - величина непрерывно изменяющаяся во времени. Для того чтобы сравнить такую величину с эталоном требуются специальные расчеты, т.к. при регистрации ее прибором, ошибка прибора накладывается на естественные флюктуации фоновой радиации. Иногда может оказаться так, что ошибка измерения превосходит регистрируемые значения в несколько раз. > Однако выявлены локальные зоны с высоким фоном радиации. > Такими точками являются кабинеты ї2, 4 и 30, где уровень радиации колеблется > от 15 до 19 мR/h. Дополняя сказанное выше, могу сказать, что без интервальной оценки полученных значений и оценки ошибок измерения нельзя сравнивать 8, 13, 15 и 19 - эти числа очень близки друг к другу. > Усредненные данные по подвалу оказались выше 1 этажа 1,5 - 2 единицы, > и выше 2 этажа на 2 - 3 единицы. Посудите сами, если прибор имеет ошибку измерения +/- 30%, то 1 или 2 единицы это очень малые величины по сравнению с 5 - 7 (ошибка). > Сравнение радиоктивного фона в подвале, на 1 и 2 этажах четко показали > убыль радиации по вертикали. Соответственно, ни о каком "четко показали" тут не может быть и речи... > Таким образом, можно предположить, что немаловажную роль играет > естественный фон, который постепенно убывает. Как я уже говорил ранее, фон не убывает, а флюктуирует... > Среди характерных особенностей этой работы следует выделить исследование > радиоактивного фона в отдельных кабинетах в течение недели и в течение суток. > На основании проведенных измерений можно сделать заключение, что нарастание уровня > радиации идет к вечеру и к концу недели. Эта закономерность выявляется в частности в > кабинетах информатики, биологии и химии. Например: утренний уровень радиации колеблется > от 8 до 10 мR/h, в дневные часы составляет от 10 до 15, а к вечеру в большинстве случаев > нарастает до 17 мR/h. В течение недели максимальный уровень радиации приходится на > пятницу. Объяснить полученные данные можно с точки зрения нарастания естественного фона > в течение суток. Опять же, все это не верно. > Вывод: в целом средние показатели фона радиации по школе не превышают > предельно допустимой концентрации (ПДК) ... Для ионизирующих излучений нет ПДК, есть ВДУ или НРБ. Напишите, где вы прочитали о ПДК для фоновой радиации. Как видно из написанного выше, ваша работа сделана не совсем по правилам. Однако не расстраивайтесь, если у вас есть желание продолжать такие исследования на более профессиональном уровне, то пишите.. Куратор мониторингового направления, Кравченко Михаил Владимирович.
|