Малина обыкновенная - вопросы авторам
Arthur R.Lyandzberg, Inna A.Novikova 16 декабря 2003 00:43:52
>> Авторы: Соболева Светлана, 10 "а" класс, СШ 3; >> Кушнаренко Надежда, 9 "в" класс, СШ 3; >> Научный руководитель: Соболева Людмила Дмитриевна, >> педагог дополнительного образования >> Тутаевского детского эколого-биологического центра "Дом природы" >>Влияние экологических и антропогенных факторов на >>доброкачественность органов малины обыкновенной >>(Rubus idaeus L.). Добрый день, Светлана и Надежда! Спасибо за интересную работу! Использование плодов, овощей и зелени, выращенной в черте города или недалеко от источников загрязнения - проблема очень серьезная, поскольку затрагивает многих владельцев огородов и дачных участков. А малина - ягода очень вкусная и популярная, дети ее часто едят прямо с куста, не утруждая себя мытьем (кстати, про актуальность темы вы написали очень хорошо). Поэтому было интересно узнать, что же у вас получилось. >> Цель работы: изучить влияние различных факторов на >> доброкачественность плодов и листьев малины обыкновенной. >> >> Сравнительный фотохимический анализ плодов и ягод >> проведен в лаборатории Ярославской государственной >> медицинской академии. При этом был определен качественный >> состав и содержание отдельных витаминов, дубильных веществ, >> гидроксикоричных кислот и флавоноидов. Особое внимание было >> уделено изучению накопления техногенных элементов и других >> токсических веществ, способствующих возникновения побочных >> эффектов и осложнений при различных заболеваниях. Вот тут уже возникают вопросы: а какие "техногенные элементы" определялись, и участвовали ли вы сами в проведении химических анализов? >> Получили следующие результаты: >> 1. Плоды малины обыкновенной имеют специфические >> морфологические особенности строения, т.е. снаружи они >> волосистые; а листья снизу войлочные, что способствует >> повышенному накоплению на них механических и химических >> загрязняющих частиц (пыли). Наряду с нетоксичными >> компонентами пыли, на ней могут абсорбироваться и вредные >> вещества, которые наслаиваются и не удаляются простой >> промывкой, чему мешает волосистая поверхность.
Да, теоретически это понятно. Но вы пишите, что это полученные вам результаты. Скажите пожалуйста, с помощью каких опытов и измерений вы получили эти данные? >> 4. На листьях токсических веществ больше всего накопилось осенью. А сколько раз за сезон и в какое время вы производили сбор листьев и плодов? >> 6. По сравнению с другими ягодными кустарниками из-за >> поверхностного расположения корневой системы малина более >> чувствительна к почвенным загрязнениям, в связи, с чем >> она может быть использована в качестве тест-растения >> для определения загрязненности растений остаточными >> количествами пестицидов. >> 7. Токсиканты оказывают влияние не только на химический >> состав малины, но и на видовой состав растительных >> сообществ, составной частью которых она является. Под >> воздействием токсических эмиссий происходит эвтрофикация >> почвы. Они могут загрязнять ее или повышать биологическую >> продуктивность в результате накопления в ней биогенных >> элементов под воздействием антропогенных или естественных >> факторов. Не совсем понятно, каким образом вы пришли к этим выводам. Ведь они даже не соответствуют поставленной в начале работы цели. Для того, чтобы подтвердить вывод 6, нужно провести анализ на содержание пестицидов не только малины, но и других ягодных кустарников, получить достоверные различия в концентрации этих веществ. И быть уверенным, что эти вещества попали в ткани растения из почвы, а не из воздуха. Для подтверждения вывода 7 необходимо провести геоботанические описания сообществ, в которых встречается малина, сделать анализы почвенных вытяжек и получить значимые корреляции между концентрациями биогенов и каким-либо параметром, отражающим состояние растительных сообществ (например, их видовым разнообразием). Делали вы это? Не знаю, но предполагаю, что вряд ли: это отдельная большая работа. Если так, то правильнее было бы сослаться на книгу или статью, откуда взяты эти мысли. Например так: "Профессор А.К.Малинов-Малиновский (Малинов-Малиновский, 1999) сообщает, что: ",,,,,,". Если вы в самом деле проводили все эти наблюдения, то честь вам и хвала. Но тогда было бы необходимо привести в тексте тезисов методики работы и хоть какие-то численные данные. Кстати, без чисел вообще трудно судить, насколько выводы авторов правдоподобны... Еще раз хочу сказать, что работа у вас интересная и вы молодцы. Но конференция - это всегда возможность научиться чему-то новому. Пожалуйста, будьте очень аккуратны в изложении данных и выводов, четко отделяйте полученное вами от литературных данных и мыслей научного руководителя. И побольше цифр! Удачи вам, с интересом жду ответы! Артур Рэмович Ляндзберг зав. лабораторией Экологии животных и биомониторинга ЭФА, Санкт-Петербург
|