состояние почвы на
пришкольном участке
Nataliya Lavrentyeva 21 декабря 2003 00:16:12
******* Проект Экологическое Содружество: www.ecocoop.ru ******* Исследование почвы на учебно-опытном участке Злобинской школы Липецкой области
Авторы: Панарин Виталий Викторович, Петрищев Артем Владимирович 8 класс Злобинской школы Руководитель: Родионова Валентина Ивановна, учитель биологии. Научный консультант: Севастьянов Николай Александрович, преподаватель землеведения ЕГУ Наш пришкольный участок состоит из следующих отделов: производственный отдел - площадь 2 га, древесно-кустарниковый - 0,4 га, цветочно-декоративный - 0,03 га, коллекционный отдел - 0,01 га, отдел систематики - 0,02 га, полевой отдел - 0,07 га, семенной отдел, плодово-ягодный отдел - 0,04 га, овощной отдел - 0,23 га, лекарственный отдел - 0,03 га. Целью нашей работы было изучение почвы на овощном отделе учебно-опытного участка. Здесь мы выращиваем 47 сортов растений из 6 семейств: крестоцветные, тыквенные, паслёновые, бобовые, маревые, зонтичные. Материнской породой на участке является известняк. Механический состав неоднороден: там, где был внесён перегной, почва структурная, зернистая, легко суглинистая, она хорошо впитывает воду и обогащена кислородом. Там, где долгое время не вносился перегной, почва бесструктурная, пылевидная, при поливе вода плохо впитывается и растекается. Гранулированный состав почвы (по Н.А.Качинскому). Берем 1 кг почвы, просушиваем её на ветру до абсолютно сухого состояния и разделяем почву и грунт до отдельных механических элементов, затем просеиваем её через сито с ячейками разных размеров сито с размерами ячеек 0,5 мм. Просеялось 800гр. Можем рассчитать, что камни крупнее 3 мм., гравий - 3-1мм, и крупный песок 1 -0.5 мм. составляют в почве 20%. Мелкий песок 20%, пыль 60%. Кислотность почвы - одно из важнейших её свойств. По диагонали участка выкапываем отвесные ямы (3) на глубину почвенного слоя, по стенкам берём тонкий слой почвы, увлажняем дождевой водой и прикладываем универсальную индикаторную бумагу. Пользуясь шкалой, определяем кислотность. 1) pH=6.5 2) pH=6.5 3)pH= 7 Для изучение микростроения почвы берём образец почвы, провариваем её в канифоли, даём застыть, потом из полученного таким образом твёрдого образца на шлифовальном станке изготавливаем тонкую пластину (эту работу нам делали в колхозной мастерской) и помещаем её под микроскоп. Под микроскопом хорошо различимы: 1) зёрна минералов, 2) натёки почвенного гумуса, 3) полуразложившиеся растительные остатки, 4) клетки микроорганизмов. Для изучение почвенной фауны на клеенчатую подстилку лопатой выкладываем слой почвы глубиной 50см. (т.е. на 2 штыка лопаты) и перебираем её вручную. Проба?1. Место определения - центральная часть огорода. Время: середина мая. Характеристика почвы: чернозёмная, нейтральная, структурно-зернистая. Состав растительности: только высаженная капуста, сорняков нет. Площадь пробы: 25см.х 25см. Найденные беспозвоночные: Куколка капустницы, Куколка репейницы, Коконы гороховой плодожорки (2), Куколка крестоцветной блошки, Личинка хруща, Куколка могильщика обыкновенного, Коловратка, Многоножки(3). Проба ?2. Место: центральная часть огорода. Время: середина июня. Найденные беспозвоночные: личинка свекловичного долгоносика, Многоножка, Синие крестоцветные блошки, Личинки жуков щелкунов (2), Личинка хруща, Садовые жужелицы (2), Коловратки (2). Учет дождевых червей. Место: северо-западный угол участка. Время взятия пробы: начало сентября. Характеристика почвы: типичный чернозем, легкий суглинок, богата перегноем, хорошо увлажнена. Площадь пробы: 100 см.х100 см. Глубина взятия пробы: 50 см. Вынимаем слой почвы лопатой из пробы на расстеленную клеенку и перебираем вручную. Число дождевых червей 124. Это говорит о хорошем состоянии почвы. Почвенные микроорганизмы можно увидеть только при сильном увеличении. Они разлагают растительные остатки. У нас на участке растительные остатки, мёртвые органические остатки разлагаются быстро, превращаясь в гумус. Влияние антропогенных факторов на почву. У нас выработана своя система внесения удобрений, которая позволяет получать хорошие урожаи экологически чистой продукции (это подтверждается справками СЭС, ведь мы выращиваем продукцию для детского питания). Органика вносится нами локально: при посадке капусты в лунки, при посеве морковки, лука и др. культур мульчируем рядки и вносим в бороздки. Минеральные удобрения вносим в виде растворов при поливе. Мы не загрязняем почву ядохимикатами, потому что применяем биологические методы борьбы с вредителями. Несколько лет подряд закладываем опыты по изучению влияния фитонцидов: а) лука на болезни и вредителей моркови. б) тагетеса на капустную белянку. Запах тагетеса отпугивает капустную белянку, и обработку капусты от этого злейшего врага мы почти не проводим. Ищем и средства борьбы против колорадского жука. Провели опыт <Губительное влияние маттиолы на колорадского жука>. Но этот опыт был заложен в одной повторности, и мы его ещё будем повторять. Недостатком является то, что когда маттиола отцветает, жук хотя и поздно, но всё - таки садится. Другими средствами борьбы с вредителями является привлечение на огород насекомых-хищников и паразитов. Мы вылавливаем в природе божьих коровок, жужелиц и выпускаем их на участок. Расселились у нас и муравьи, но в этом году они из полезных превратились во вредителей: стали подъедать стебельки молодой капусты. Мы опробовали отпугивающие муравьёв родные средства - это борная кислота и порошок растворимого кофе. Большую работу мы проводим по привлечению птиц на участок, делаем и развешиваем искусственные гнёзда, кормушки. Мы никак не можем выяснить: почему в наше село вот уже на протяжении 8-10 лет не прилетают скворцы? Мы используем также механические средства борьбы с вредителями. Хотя на протяжении многих лет посевы находятся в идеальном состоянии, с сорняками приходится вести большую борьбу. Из сорняков у нас на участке встречаются: подсвекольник, лебеда, марь белая, редька дикая, паслен чёрный, пастушья сумка, молочник. Вывод: Почва представлена черноземами, которые характеризуются высоким уровнем плодородия, подвижными формами питательных веществ, и обладают хорошими водно-физическими свойствами, высоким содержанием гумуса. Чтобы сохранить этот потенциал, необходимо соблюдать рекомендуемые нормы внесения удобрений и агротехнику выращивания культур.
|