Экологический мониторинг МОУ СОШ ?16 г.Ельца

Nataliya Lavrentyeva 26 декабря 2003 00:13:41

******* Проект Экологическое Содружество: www.ecocoop.ru *******


ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ МОУ СОШ ?16 г.ЕЛЬЦА

Кувшинова Анна
Ученица 11 класса МОУСОШ 16 г. Ельца

Все возрастающие воздействие на окружающую природу среду диктует
необходимость контроля её состояния, обеспечение её благоприятности
для живых существ и человека. Эта задача все чаще звучит как
обеспечение здоровья среды. Под здоровьем среды в самом общем смысле
принимается её качество, необходимое для обеспечения здоровья человека
и других видов живых существ.

В своей работе по определению качества среды школьного двора и
прилегающих территорий я использовала экологический
мониторинг-слежение за качеством всех слагаемых окружающей среды и
состояния биологических объектов.

В настоящее время имеется большой арсенал методов для выявления
эффекта различных воздействий на состояние среды, для выполнения моей
исследовательской работы использовались два метода:
- <наблюдение> - наиболее простой в
составе других эмпирических методов, т.к. он наиболее подходит для
проведения инвентаризации зелёных насаждений школьной территории и
изучения несанкционированных свалок в районе школы ?16
-<химический> - основной для изучения
снежного покрова как показателя загрязнённости атмосферы, речной,
ключевой и водопроводной воды, т.к он позволяет определить содержание
в воде ионов тяжелых металлов.

Целью моей работы является выяснение состояния древесной
растительности школьной территории; указание на плане различных пород
деревьев, установление причин их плохого состояния; произвести анализ
воды различных источников (водопровод, река, родник); выявить
источники загрязнения: свалки, захламление территорий, отметить их на
плане.
Начатая мною работа по экологическому мониторингу школы ?16 позволяет
сделать следующие выводы:
1. Произведённая инвентаризация зелёных насаждений школьного двора
позволяет говорить о том, что около половины деревьев требуют
улучшения их экологического состояния.

В связи с этим можно предложить следующие методы: спиливание
повреждённых и сухих ветвей, контроль за побелкой стволов деревьев
известковым раствором, что препятствует поражению растений
насекомыми-вредителями, спиливание погибших деревьев и замена их
породами наиболее стойкими, по моим наблюдениям, к негативным факторам
среды. К ним относятся: пирамидальный тополь, липа, голубая ель и
другие.

Частично с решением этой проблемы учащиеся школы справляются
самостоятельно: спиливаются повреждённые ветки на высоте до двух
метров, так как средняя высота деревьев (10 метров) для удаления
повреждённых ветвей выше двух метров школа не имеет возможности.
Поэтому администрация школы неоднократно обращалась с письменной
просьбой к председателю комитета по коммунальному хозяйству Сивакову
Б.В. и директору комбината благоустройства и озеленения города
Богатикову В.И. о проведении работ по спиливанию сильно повреждённых
деревьев, которые угрожают жизни и здоровью детей. Но меры так и не
приняты. Я считаю, что администрация школы должна добиваться
положительного решения данного вопроса.

2. Большую роль в озеленении школьного двора играет создание в
весенне-летний период клумб. За каждым классом закреплен участок,
поэтому озеленение пришкольной территории носит соревновательный
характер, что улучшает качество посадки. Клумбы являются <учебным
пособием> для младших классов. Видовое разнообразие растений на них
позволяет наглядно проводить уроки природоведения. Проведение данной
работы улучшает эстетический вид школьной территории, что радует глаз
жителей близлежащих домов. Поэтому необходимо продолжать начатую
работу по озеленению школьного двора.

3. Изучение проб дождевой воды показало, что в наблюдаемый период в
составе атмосферных осадков не выявлено серьёзных отклонений от нормы:
соли и ионы тяжёлых металлов отсутствуют, реакция среды(pH)
нейтральная, цвет и прозрачность нормальные.


Данная работа будет продолжена в зимний период с пробами снега как
показателя загрязнения атмосферы.

Было бы интересно провести подобные исследования в других наиболее
загрязненных районах города и сравнивать показатели.

4. Сравнение анализа проб, взятых из р. Сосна, родника и водопровода
показало, что по составу родниковая вода близка к водопроводной;
отклонений от нормы в их составе исследования не показали. Речная вода
слабо мутная, светло-жёлтого цвета, с заметным болотным запахом, с
характерным осадком в виде песка, глины и растительных остатков;
содержание солей незначительно, присутствуют ионы Cl (1-) в большом
количестве, а также SO4 (2-), CO3 (2-) ионы: реакция среды (pH)
нейтральная,
ионов тяжёлых металлов не обнаружено.

5. В ходе исследований были выявлены несанкционированные свалки в
районе школы ? 16. Изучены их площади, состав и возможное влияние их
на природную среду.


Мы боремся с захламлениями этих территорий, участвуя в субботниках,
городских мероприятиях по очистке территорий от мусора. Ежегодно
помогает нам в этом Ольшанский карьер, предоставляя транспорт для
вывоза мусора. Но эти свалки возникают вновь, т.к жители близлежащих
улиц не оценивают наши усилия по поддержанию чистоты района: не
устраивает жителей района время работы мусоровоза. Это чаще всего
дневное время, когда люди находятся на работе, а также большие
промежутки между сборами мусора. Данный вопрос поднимался нами через
СМИ. В газете < Красное знамя> мы призывали жителей п. Ольшанец к
Поддержанию чистоты улиц. Для решения этой проблемы необходимо
проводить дальнейшую разъяснительную работу среди жителей и принимать
более строгие меры в отношении нарушителей, не соблюдающих санитарные
нормы, привлекая их к административной ответственности. Необходимо
улучшить систему работы мусоровозов, сделав их посещение более удобным
для жителей.