Индикация почвы
садового участка
Maxim A. Klepikov 22 декабря 2004 13:05:30
******* Проект Экологическое Содружество: www.ecocoop.ru ******* РАБОТА ПОСТУПИЛА НА ДИСКЕТЕ
Индикация почвы садового участка. Выполнили: ученицы 9а класса МОУ СОШ ї3 г. Тутаева Ишова Наталия, Бекетова Мария. Руководитель: учитель биологии Черепанова Татьяна Вячеславовна Цель работы: Определить механический и химический состав почвы садового участка, способность её обеспечивать культурные растения всем необходимым для минерального питания. Дать рекомендации по улучшению плодородия почвы. Используемые методики: 1. Определение механического состава почвы (3). 2. Приготовление почвенного раствора и вытяжки. Определение кислотности почвы (1), (3). 3. Визуальное наблюдение за развитием культурных растений (1). 4. Биоиндикация почвы по сорным растениям, произрастающим на участке (1), (3). I. Введение. Почва - это верхний плодородный слой земли. Почва отличается от горных пород - песка или глины, наличием перегноя. Больше всего перегноя в чернозёмных почвах. Серые подзолистые почвы перегноем бедны. В состав почвы входят песок, глина, другие нерастворимые минеральные вещества и перегной. В почве содержатся также воздух и вода. Почва обладает особым свойством - плодородием. Это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и другими условиями для их жизнедеятельности. От плодородия почвы зависит урожайность возделываемых культур. Неправильное использование почвы, несоблюдение правил выращивания сельскохозяйственных культур может привести к разрушению почвы, её засолению и заболачиванию. Всё это ухудшает плодородие почвы, снижает урожаи. Выяснив с помощью специальной литературы (4), что большинство культурных растений лучше растут на лёгких (суглинистых), рыхлых, плодородных, не заболоченных, нейтральных или слабокислых почвах, мы исследовали почву на своём садовом участке, распложенном в 5 км западнее Тутаева у деревни Мартыново. Исследования проводились в июле - августе 2004 г. Средняя температура июля 170 при большем количестве осадков, чем за последние годы. Лето было не жаркое и дождливое. II. Исследование механического состава почвы. Нужно взять пригоршню почвы из пахотного слоя. Для этого по диагонали участка выкапываются ямки глубиной и шириной 30-35 см. С их верхних стенок на всю глубину срезается тонкий слой земли и хорошо перемешивается. Образец размешивается в воде до тестообразного состояния и скатывается в шарик. - Если шарик не образуется - почва песчаная. - Если шарик образуется, но "шнур" не скатывается - почва супесчаная. - Если шарик и "шнур" образуются, но кольцо разваливается - почва суглинистая. - Если "шнур" сворачивается в кольцо без трещин - почва глинистая. ОПЫТ 1. Сделали из почвы тестообразную массу, скатали из неё шар, а затем в шнур, но кольцо разваливается. Вывод: почва суглинистая. III.Определение кислотности почвы. Для определения PH берут 2,5 части холодной воды и 1 часть земли и настаивают 20 минут. Затем фильтруют и получают почвенную вытяжку. В неё опускают универсальную лакмусовую бумажку: красный цвет индикатора - среда кислая; розовый цвет индикатора - среднекислая среда; жёлтый цвет индикатора - слабокислая среда; зеленовато-голубой цвет - среда близкая к нейтральной; синий цвет - нейтральная среда. ОПЫТ 2. Приготовили почвенную вытяжку. С помощью лакмусовой бумажки проверили среду раствора. Индикатор окрасился в жёлтый цвет. Вывод: среда почвенного раствора слабо-кислая. РН = 3,0-4,0 IV. Биоиндикация почвы по сорным растениям. Определить кислотность почвы можно и по видам сорняков, растущих на участке. На кислой почве растёт хвощ, пикульник разноцветный, щавель малый, мокрица, лютик ползучий, мята, подорожник, иван-да-марья, вереск. На слабокислой и нейтральной почвах произрастают: ромашка, вьюнок, мать-и-мачеха, лебеда, крапива, бодяк, пырей, клевер. ОПЫТ 3. Наблюдали, что на участке встречаются сорняки: мокрица, щавель, лютик, подорожник. Вывод: почва кислая. ОПЫТ 4. Кислотность почвы можно определить и по культурным растениям. Например, по листьям свёклы, в которых при повышенной кислотности накапливается пигмент антоциан, и они становятся малиново-красными. Это мы так же наблюдали на своём участке. V. Визуальное наблюдение за растениями. Можно узнать, в каком элементе питания растение испытывает недостаток по внешним признакам: цвету и форме листьев, ненормальностям в росте и др. Известно, что нижние части растения образовались раньше, чем верхние и поэтому они старше. Когда наблюдаешь за растением, при недостатке одних элементов, например, азота, фосфора, калия и магния, прежде всего, страдают нижние, более старые листья, а верхние, более молодые, всё ещё имеют нормальный вид. Наоборот, недостаток других элементов - кальция, бора, марганца отражается сначала на верхних, более молодых органах. ОПЫТ 5. Я заметила, что нижние листья у помидор становятся бледно-зелёными, стебель тонкий. Листья по отношению к стеблю расположены под острым углом. Вывод: в почве недостаточное количество азота (N). VI. Рекомендации. В ходе проведённых опытов и наблюдений мы выяснили, что почва является суглинистой, слабокислой, относительно бедной питательными веществами. На кислых почвах дожди вымывают магний и растения там сильнее страдают от его недостатка (Mg входит в состав хлорофилла - зелёного пигмента, в котором происходит фотосинтез). А марганца на кислых почвах из почвенных минералов растворяется больше и его концентрация в почвенном растворе повышается до вредной. Я рекомендовала бы следующие меры по улучшению структуры и повышению плодородия почвы: 1. Известкование для понижения кислотности. Нужно добавить мел, молотый туф, доломитовую муку, печную золу. 2. Внесение минеральных и органических удобрений, содержащих азот. Но внесение компоста в данном случае не очень эффективно, т. к. он содержит торф, который повышает кислотность почвы. Хотя торфяная земля отличается рыхлостью, лёгкостью, высокой влагоёмкостью и большим содержанием перегноя. 3. Т. к. в этом году почва была сильно утрамбована (из-за обильных и частых дождей - это можно было увидеть визуально, а так же по подорожнику, который любит плотную почву) я рекомендовала бы более частое рыхление. Повышение содержания воды привело к снижению корневого давления у всех культурных растений, но особенно у картофеля урожай его резко снизился, развились болезни. Результаты нашей работы можно использовать при выращивании растений на садовом участке, а так же пришкольном участке и в комнатном цветоводстве. VII. Используемая литература. 1. В.Церлинг. "Растения рассказывают" серия "Знай и умей". Изд-во "Детская литература", Москва, 1967 г. 2. Н.И.Клинковская, В. В. Пасечник. "Комнатные растения в школе" Москва "Прсвещение", 1986 г. 3. Энциклопедия "Семейные заботы". Саранск, 1996 г. 4. Захаревич. "Биология овощных культур". Учпедгиз, 1954 г. --- Maxim A. Klepikov, e-mail: http://www.fadr.msu.ru/ecocoop/klep.html Max's art: http://www.yaroslavl.com/VGallery/Klepikov
|