Влияние автотрассы, село Казаки Елецкого района Липецкой обл

Липецкий ДЭБЦ 30 декабря 2004 15:35:03

Влияние автотрассы западного направления на
состояние окружающей среды села Казаки Елецкого района Липецкой области.
Автор: Радин Евгений, ученик 8 класса Казацкой СОШ №2.
Руководитель: Радина М.В., учитель химии и биологии Казацкой СОШ №2.
Вопрос охраны окружающей среды в нашем селе Казаки (Елецкий район Липецкой области) тоже важен, т.к. через него проходит очень крупная автомагистраль Елец-Орёл и дальше продолжается на Запад. Вблизи неё располагаются жилые дома, места отдыха и учебные заведения.
Целью нашей работы является оценка уровня загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств по улице Мира, пришкольной территории. Работа ведется с октября 2002 года.
Село Казаки занимает территорию 6386 га, на которой проживает 3331 человек.
Анализируемый объект - улица Мира, совпадает с трассой Елец-Орёл. Протяженность её по селу составляет 3000 м. Начинается она с возвышенности, затем опускается вниз к реке и заканчивается подъёмом. Вдоль проезжей части находятся: школа №2, детский сад, амбулатория, дом культуры, библиотека, читальный зал, здание Администрации, СЮН, магазины, дома и места отдыха проживающего населения.
Количество жилых домов составляет 78. В них проживает около 250 человек. В КСШ №2 постоянно работают 50 человек и обучаются 255 детей. В детском саду находится около 60 детей и 30 сотрудников. На территории села располагаются СПХК «Искра», Крахмало-паточный комбинат, крупные фермерские хозяйства, что влечет за собой дополнительное число грузового автотранспорта, который загрязняет окружающую среду.
В данной работе мы использовали методику Ашихминой Т. Я. Она заключается в учете автомобильного потока. Учет производился на прилегающем к школе участке улицы Мира. Назначались наблюдатели из числа учащихся. Они располагались недалеко от остановки общественного транспорта в безопасном месте. Каждую проезжающую автомашину ученик отмечал в соответствующей графе учетной таблицы, при этом производя отдельный учет легковых автомобилей, грузовых машин, автобусов и тракторов. Смена наблюдателей производилась через каждый час с 900 до 1300 (часы пик).Наблюдения шли в разные дни недели, но в одно и то же время - недельные изменения; в разные сезоны года - сезонная динамика движения транспорта. По данным учетных таблиц строились графики.
По сведениям, приведенным Ашихминой Т. Я. санитарные нормы для жилых кварталов составляют 200 машин в час.
По результатам наших исследований отмечается значительное превышение количества транспортных единиц по понедельникам, средам, пятницам и особенно субботам. Если проследить сезонную динамику загруженности улицы, то в зимний период наблюдается тенденция к снижению числа автомобилей. Это связано с тем, что многие автовладельцы ставят свои машины на зимнее хранение, а в сельскохозяйственном производстве меньше работы. Но экологическое состояние воздуха при этом не улучшается, т. к. в зимний период увеличивается расход топлива на 10%, ухудшаются дорожные условия (обледенение подъёмов, снежные заносы). Грузопоток возрастает в летний период и достигает максимума осенью. Это связано с уборкой урожая и сбытом сельхозпродукции. Недалеко от школы находится площадка оптовой торговли, которая влияет на экологическое состояние пришкольной территории, т. к здесь наблюдается огромный приток большегрузных автомобилей..
Из данных таблицы и графика видно, что с каждым годом количество автотранспорта в час увеличивается. Загрязнение атмосферного воздуха отработавшими газами автомобилей удобно оценивать по концентрации окиси углерода, мг/м3.
По данным нашего исследования подсчитано, что средняя интенсивность движения 4800 автомобилей в сутки или 300 за 1 час. Мы считаем, что такое количество является недопустимым в жилом районе. Приведем ниже наши расчеты.
Если известно, что при идеальных условиях один автомобиль за 15000 км выбрасывает в атмосферу 530 кг СО, то на участке нашей трассы в 3 км он выбросит 106 г СО. Учитывая часовую максимальную загруженность улицы в летне-осенний период (до 336 автомобилей), находим количество выбросов. Оно составляет за час 35 кг. В пересчете на 1 человека, находящегося и проживающего на данной улице, приходится 50 г СО (3500 г : 700 человек = 50 г).
Если учесть, что дети находятся в школе в среднем 5 часов, то они получают за это время 250 г СО ежедневно. Это превышает все санитарные нормы и при длительном вдыхании может привести к обморочному состоянию и смерти.
Состояние здоровья населения в известной мере является индикатором экологической обстановки. Рост заболеваний органов дыхания, в особенности респираторных аллергозов может явиться следствием загрязнения атмосферного воздуха. Наиболее чувствительны иммунная и эндокринная системы, под контролем которых, наряду с нервной системой, находится организм в целом и его отдельные структуры.
Проникновение различных вредных веществ повышенной концентрации через органы дыхания приводит к существенному изменению состояния здоровья населения села Казаки и в частности - детей. Исследуя состояние здоровья людей, проживающих по улице Мира и к ней прилегающим районам, выяснено, что широкое распространение в ближайшие годы получили хронический бронхит, аллергические воспаления, синуситы, фарингиты и другие заболевания органов дыхания. Увеличилось число больных бронхиальной астмой, относящейся к наиболее тяжелым проявлениям аллергии.
Проведено исследование состояния здоровья детей ДУ «Солнышко» и КСШ №2, расположенного вдоль трассы и в низине улицы за октябрь 2002, 2003, 2004 годов и данные занесены в таблицы. Прослеживается тенденция роста заболеваемости дошкольников в 2003 году по сравнению с 2002 годом. Но детский сад активно проводит мероприятия по профилактике детской заболеваемости, использует современные методы закаливания, вовремя делает прививки, что показало хорошие результаты в 2004 году.
Основные показатели заболеваемости учащихся школы тоже заметно увеличились. Важно отметить также, что у дошкольников темпы роста заболеваний выше, чем у школьников.
Выводы и прогноз.
1.Исследуемый объект находится в жилом районе. Наиболее высокая концентрация СО наблюдается в следующих местах: остановки общественного транспорта, низина данной улицы, подъёмы. КСШ № 2 находится рядом с одной из автобусных остановок в конце крутого подъёма;
2.Максимальная интенсивность движения составляет 351 автомобиль в час, что почти в 2 раза превышает норму. (ГОСТ 17.2.2.03 - 87, ГОСТ Р 17.2.02.06 - 99 )
3.Вследствие этого выбросы автотранспортных средств неблагоприятно влияют на здоровье населения, проживающего в этом районе и на окружающую среду в целом;
4.Поток машин с каждым годом увеличивается, что в итоге приведет к глобальному загрязнению данной местности и ещё больше ухудшит здоровье населения, а конкретно детей, так как большую часть времени пиковых нагрузок они проводят в школе, которая находится в экологически неблагоприятном месте.
Мероприятия по защите окружающей среды от влияния автотранспорта.
1.Совершенствование автомобиля в целом и его отдельных узлов, создание новых типов силовых установок, применение новых типов топлива и поддержание автомобиля в исправном состоянии;
2.Рациональная организация перевозок и движения, совершенствование дорог, выбор парка подвижного состава и его структуры, оптимальная маршрутизация автомобильных перевозок, рациональное управление автомобилем;
3.Перенос автобусной остановки и места оптовой торговли минимум на 200 м от школы;
4.Ограничение распространения загрязнения от источника к человеку.
С учетом результатов исследования, опираясь на Федеральный закон «Об охране окружающей среды», рекомендуем местным и региональным органам власти обратить особое внимание на данный вопрос и построить окружную автомобильную дорогу, которая будет находиться в 2-3 километрах от села и от школы № 2, что позволит нормализовать экологическую обстановку нашей местности и снизить заболеваемость детей.