Воздействие транспортного шума на окружающую среду г. Дзержинска

Ирина Ирина 16 декабря 2005 22:21:57

******* рТПЕЛФ ьЛПМПЗЙЮЕУЛПЕ уПДТХЦЕУФЧП: www.ecocoop.ru *******


Секция: Мониторинг.
Тема: Воздействие транспортного шума на окружающую среду г. Дзержинска
Автор: Черненко Глеб, Яско Роман, 13 лет, 8класс.
Руководитель: Каспорская Ирина Васильевна, зам. директора по
экологическому воспитанию и образованию гимназия № 1.
Адрес: 222720, Беларусь, Минская обл., г. Дзержинск, ул. Толстого, 7а,
УО «Гимназия №1 г. Дзержинска» тел. (8 – 10 – 375 - 01716) 5 – 76 –
91; ivk05@rambler.ru
Вводная часть: Человек всегда жил в мире звуков. По мере развития
человеческой цивилизации в нашу жизнь врывается все больше звуков,
многие из которых разрушающе действует на организм человека (гул,
свист, скрежет, громкая музыка). Шум – это громкие звуки, слившиеся в
нестройное звучание. Экологический шум – одна из форм загрязнения
окружающей среды. Воздействие транспортного шума на окружающую среду
стало проблемой. По оценкам специалистов, шум является более опасным
фактором, чем химическое загрязнение. Шум – источник и причина многих
болезней. Он раздражает, замедляет психические реакции, нарушает обмен
веществ, вызывает быстрое утомление.
Целью настоящей работы являлось: выявление наиболее шумозагрязненных
микрорайонов г. Дзержинска.
Для ее достижения предполагалось решить следующие задачи:
1. Произвести оценку шумового показателя транспорта на различном
удалении от дороги:
а) железнодорожного полотна; б) крупной магистрали; в)
центральной улицы города.
2. Определить в какое время суток шумовой показатель вблизи дорог
достига-ет
максимальной величины.
3. Сравнить результаты и выявить наиболее неблагоприятные микрорайоны
г. Дзержинска,
с нанесением их на карту города.
В процессе работы были намечены следующие микрорайоны г. Дзержинска:
1) участок К – автомагистраль Брест – Минск;
2) участок Ц – центральная улица города;
3) участок В – железная дорога Брест – Москва;
4) участок П – микрорайон города, удаленный от всех крупных дорог;
5) участок Л – контрольный,
которые относятся к жилому сектору.
Основная часть. Велось визуальное наблюдение за этими участками и
подсчитывалось количество проехавших транспортных единиц в течение
часа и в течение суток. Для исследования шумового показателя
транспортных средств, использо-вался прибор шумометр. Замеры уровня
шума делались на различном удалении от дорог (0, 1, 2, 3, , 5, 10, 15
метров). Полученные результаты сравнивались с допустимыми нормами,
которыми руководствуются санэпидемстанции.
В ходе работы регистрировались следующие показатели:
количество транспортных единиц в течение суток и за один час;
общее шумовое загрязнение каждого микрорайона;
уровень шумового загрязнения на различном удалении от дорог.
Для каждого из исследуемых показателей рассчитывались средние
значения.
и общий шумовой показатель.
Результаты работы. В результате подсчета транспортных единиц в течение
суток (условно) на различных участках микрорайонов г. Дзержинска,
зафиксированы следующие особенности. Наибольшее количество
транспортных единиц было отмечено на участке Ц (центральная улица
города). Это объясняется наличием в этом микрорайоне административных
зданий. На участке К также высок поток транспортных средств, так как
здесь проходит автомагистраль Брест – Минск. За-мечено, что количество
транспорта на контрольном участке Л перемещается больше, чем на
участке В. Это связано с тем, что железнодорожный транспорт, в
противоположность автомобильному транспорту, не развивается такими
быстрыми темпами.
В дальнейшем была предпринята попытка более детально исследовать,
какой вид транспорта в течение суток вызывает наибольшее
шумозагрязнение города
На каждом исследованном участке выявлено, что основной транспортной
единицей в городе, является легковой автомобиль. За сутки (условно)
через центр города проезжает примерно 1000 единиц. Это связано с тем,
что все больше и больше людей имеют свою собственную машину. Было
выявлено также, что про-исходит увеличение в общем потоке
автотранспорта и грузовых автомобилей (участок К и участок Ц).
Обусловлено это тем, что в центре города располагается ОАО «Элиз»
В результате визуальных наблюдений было выявлено, что количество видов
транспортных единиц в течение суток колеблется В утренние и вечерние
часы или часы пика количество транспортных единиц увеличивается.
Возникает четкая зави-симость между участками микрорайонов и
количеством транспорта: чем дальше находится микрорайон от центра
города, автомагистрали, промышленных пред-приятий, тем количество
транспортных единиц уменьшается.
Одним из важнейших показателей загрязнения окружающей среды шумом
является – показатель шумности транспорта. Исходя из этого, была
проведена се-рия исследований по определению уровня шума транспортных
средств на различном удалении от дороги.
Как показали исследования, уровень шума на различном удалении от дорог
происходит по закономерной схеме: чем дальше от источника шума, тем
показате-ли прибора шумометра показывают более низкие значения. При
этом только на участке П уровень шума равен или ниже допустимой нормы
– 70 дБ, а на осталь-ных участках не достигает этих значений
Для выявления наиболее шумозагрязненых микрорайонов г. Дзержинска в
различное время суток рассчитывалось общее шумовое загрязнение. Было
зафик-сировано, что данный показатель связан с количеством транспорта,
как в течение суток, так и за один час. Наибольшее шумовое загрязнение
испытывает участок Ц, особенно в часы пика. На участке К показатель
общего шумового загрязнения уве-личивается в вечерние часы.
Объясняется это тем, что к этому времени водители стараются достичь
населенного пункта (располагается гостиница для водителей). На
контрольном участке этот показатель носит линейную зависимость
Выводы. Проведённые эксперименты позволили выявить неблагоприятные
микрорайоны г.Дзержинска, испытывающие увеличение шума сверх нормы.
Ими оказались: центральная улица города – К. Маркса и ул. Минская, по
которой проходит автомагистраль Брест-Минск.
Была выявлена прямая корреляция между источниками шума и
распространённостью его: чем дальше от источника шума, тем
эквивалентный уровень ниже. Наибольший уровень шума любого вида
транспорта отмечается в непосредственной близости от дороги.
В результате исследований обнаружено, что основными видами транспорта
являются – грузовые и легковые автомобили.
Установлено, что в часы пика общий шумовой показатель увеличивается. И
наивысшее значение отмечено на участке Ц и В.
Таким образом, используя результаты работы можно предположить, что в
целом город Дзержинск не является шумозагрязнённым городом, хотя
неблагоприятные районы выявлены.