Работы по мониторингу наземных экосистем

Marina Harchenko 17 декабря 2005 19:31:05

******* Проект Экологическое Содружество: www.ecocoop.ru *******


Уважаемые коллеги!1.
Дублирую отправку работы Лапшиной А.О. по теме: "ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ."
С уважением М.В.Харченко

1. Тема: "ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ."

2. Лапшина Анастасия Олеговна, 15 лет, 11 класс, ДЭЦ "Родник"
3. Руководитель Белкова Оксана Владимировна, педагог дополнительного образования ДЭЦ "Родник"
4. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский экологический центр "Родник"
5. Вводная часть
В школе "эколог - лаборант" я занимаюсь с 2003 года. В течение всего периода обучения учащиеся нашего объединения занимаются вопросами мониторинга окружающей среды. В центре мы принимаем участие в различных экологических акциях, однако даже в рамках нашей группы, казалось бы, где обучаются ребята - энтузиасты отношение к участию в природоохранных мероприятиях ("Чистый двор", "Земля - наш дом" и т.д.) неоднозначное.
Я считаю, что нельзя изменить существующее отношение человека к природе без выявления причин.
Среди больших природных экосистем, на мой взгляд, нужно не забывать об огромной по масштабам и значимости экосистеме человека, вопросами мониторинга которой я посвятила свою работу.
Данную тему считаю актуальной, поскольку вопросом охраны природы человечество занимается очень долгий исторический период времени. Однако, как показывают факты, степень негативных последствий человека на окружающую природу не снижается.
Неповторимые природные особенности нашего микрорайона (Средний и Нижний поселок Заволжского района) пока еще сохранившиеся до наших дней, к сожалению, имеют негативную перспективу. Освоение территории человеком, бурная застройка, скупка земель частными лицами и фирмами, полное изменение природного ландшафта приводит к тому, что наш микрорайон, имеющий свое "специфичное лицо" становится в ряд с центральными районами города.
Молодое поколение не активно участвует в природоохранных акциях, хотя нет активности и у взрослых людей!
В чем причина такого равнодушия? Равнодушная молодежь? Или все-таки нас не смогли научить взрослые, поскольку сами подчас не заинтересованы в созидании?
Наша работа поможет мне взглянуть на проблему с точки зрения "Экологической психологии".
Гипотеза: С возрастом и приобретением жизненного опыта отношения "человек - природа" изменяются
Цель работы:
Определить ведущий тип отношений человека и окружающей среды, характерный для социума Заволжского района промышленного города Ярославля.
Объект исследования:
1. человек, экосистема человека
2. взаимоотношения "Человек - Природа",
3. психология человека.
Ход работы:
Работа основана на книге Витольда Ясвина "Психология отношения к природе".
Из предложенных методик нас заинтересовали следующие:
1. "Натуралист" - эта методика разработана специально для дошкольников, но была модифицирована психологами центра и могла использоваться для школьников. Особенность ее в том, что она не требовала письменного ответа, результаты фиксировались поднятием рук.
2. "Альтернатива"- Эта методика направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического. Испытуемому предлагают выбрать "более подходящий для него" вариант вида деятельности, например: "Для Вашего аквариума Вы бы предпочли завести рыбок:
(А) с красивой окраской
(Б) с интересным поведением".
Предпочитаемый вид деятельности позволяет судить о характере мотивации взаимодействия с природой
3. " Доминанта" - Испытуемому предлагают выбрать три наиболее важных и три наименее важных понятия из предлагаемого списка
В эмоциональном плане
В плане получения информации
В плане практических знаний
4. "Натурафил" - Опросник "натурафил" предназначен для диагностики интенсивности отношения у школьников к природе, в первую очередь у школьников и учащихся 10 - 17 лет, поскольку нормы разработаны именно для этой категории испытуемых. Методика проводится в устной или письменной форме, испытуемый на специальном бланке отмечает свои ответы. Возможен индивидуальный и групповой варианты ответа.
50 вопросов о вашем отношении к природе, на которые мы просим ответить "да" или "нет" (на вопросы отмеченные * можно отвечать не знаю).
5. "ЭЗОП" - Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности "ЭЗОП" направлена на исследование доминирующей установки в отношениях природы. В ней использованы принципы вербальных ассоциативных методик разных авторов.
Можно выделить четыре такие установки:
личность воспринимает природу как объект красоты (эстетическая установка)
как объект изучения, получения знаний (когнитивная установка)
как объект охраны (этическая)
как объект пользы (прагматическая)
название методики "ЭЗОП" - это "эмоции", "знания", "охрана", "польза" - такие рабочие названия установок использовались во время создания методики .
Результаты работы:
В исследовании принимало участие 5 возрастных групп:
Дошкольники и младшие школьники 1 - 2 классы (85 человек младших школьников СОШ Заволжского района, группа ДЭЦ "Родник")
Младшие школьники, учащиеся среднего звена 2 - 9 классы (51 человек)
Старшеклассники 14-17 лет (66 человек)
Взрослое население 20 - 55 лет (124человек)
Пенсионеры 55 - 80 лет, клуб ветеранов "Ляпинка" (68 человек).
Общая численность - 394 человека

ВЫВОДЫ ЯРКО ПРОДЕМОНСТРИРОВАНЫ В ТАБЛИЦЕ (см. ниже)

Дадим лишь краткое объяснение:
В группе дошкольников и младших школьников наблюдается наивно подражательный тип мотивации, следовательно, их дальнейшее отношение к природе зависит от их родителей.
Учащиеся среднего звена воспринимают природу как предмет красоты, но в тоже время их отношение к природе уже носит и потребительский характер.
Старшеклассники готовы освоить приемы и методы работы в природе, однако, носящие потребительский характер.
Старшеклассники воспринимают природу как объект пользы, что говорит о потребительском отношении к природе
Взрослое население от 20 до 55 лет воспринимают природу не только как объект красоты, но и как объект охраны. Такое отношение к природе, всего скорей, продиктовано тем, что именно в данном возрасте испытуемые задумываются о дальнейшей судьбе членов своей семьи
Население пенсионного возраста воспринимают природу и как объект красоты и охраны, а так же как объект изучения. Данный факт может быть объяснен и наличием жизненного опыта и переосмыслением ценностей. Именно в этом возрасте люди готовы участвовать во всевозможных природоохранных организациях (к примеру, субботники).
Выдвинутая в ходе работы гипотеза подтверждена экспериментально. С ВОЗРАСТОМ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ МЕНЯЕТСЯ.
Перспективы работы
В дальнейшем на базе центра "Родник" планируется создание разновозрастной группы. Предполагается, что тогда смогут измениться установки у первых трех групп в положительную сторону.

Данная работа, конечно, не даст глобальных ответов на проблему взаимоотношений человека и природы (что и не было целью), но поможет заинтересовать аудиторию и заставить задуматься о перспективе существования человека и природы в гармонии.
Приложение 1


Хостинг@Mail.ru - надежный хостинг для Вашего сайта.
http://r.mail.ru/cln2726/hosting.mail.ru/