Исследование почвы на пришкольном участке

Maxim A. Klepikov 20 декабря 2005 23:28:07

******* Проект Экологическое Содружество: www.ecocoop.ru *******


Тезисы доклада: Исследование почвы на пришкольном участке
Автор: Ермакова Екатерина, 12 лет, 6 класс, средняя школа #5
Руководитель: Хохлова О.В., учитель химии, экологии средней школы #5

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа #5 им. П.Н.Бучина
город Тутаев, Ярославская обл.

В нашей школе есть учебно-опытный участок. Там мы проходим летнюю
трудовую практику, работаем на уроках технологии, проводим опыты с
овощными и цветочными культурами.
Важное значение при выращивании растений имеет почва.
Исследование почвы на пришкольном участке является для нашей школы
актуальным вопросом.

Цель работы: Провести исследования почвы пришкольного участка школы и
сделать предложения по её улучшению.
Задачи:
Провести пробоотбор и подготовку образцов к анализу.
Определить механический состав почвы.
Исследовать влагоёмкость и влагопроницаемость почвы.
Провести учёт численности дождевых червей.
Определить кислотность почвы.
Провести опыт <Кресс-салат как тест объект для оценки загрязнения
почвы и воздуха>.
Накапливать опыт в проведении экологических исследований.

Все исследования проводились в нашей школе с 14 по 30 июня 2005года. В
это время работал экологический лагерь, участницей которого была и я.
Мной проводились исследования в одной из групп, а затем сведены вместе
полученные результаты, сделаны общие выводы, оформлена работа.
Краткое описание используемых методик.
1.Пробоотбор и подготовка образцов к анализу.
Для проведения анализа почвы необходимо провести правильно пробоотбор.
Почву на пашне отбирают с глубины 0-20 см. На практике для отбора
почвенных образцов используют метод конверта. Берётся 5 проб в разных
частях участка.
Подготовка почвы к анализу состоит в измельчении материала, удалении
посторонних примесей, просеивании через сито с диаметром отверстий 1
мм и сокращении до небольшой массы (около 500 г). Для сокращения пробы
пользуются разными методами. Мы использовали квартование.
2.Определение механического состава почвы.
А) Метод <Зеркало>.
Взять в правую руку кусочек воздушно-сухой почвы размером с горошину и
втереть её в кожу ладони. Ладонь перевернуть вниз и слегка стряхнуть.
На ней остаётся так называемое зеркало за счёт оставшихся в бороздах и
порах кожи мелких глинистых частиц. Более крупные частицы песка
размером более 0,01 мм не остаются в порах и отряхиваются с ладони.
Выводы делаются по шкале:
- <Зеркала> почти нет - песок.
-<Зеркало> слабое, прерывистое - супесь.
-<Зеркало> сплошное, есть комочки - суглинок.
-<Зеркало> сплошное, светится - глина.
Б) По Качинскому.
Небольшое количество почвы смочить водой до состояния полужидкой
массы. Эту массу скатать в шар. Шар раскатать в шнур. Шнур согнуть в
кольцо диаметром примерно 3 см.
Выводы делаются по шкале:
- Шнур не образуется - песок (песчаная почва).
- Образуются зачатки шнура - супесь (супесчаная почва).
- Шнур дробится при раскатывании и сгибании в кольцо - суглинок
(суглинистая почва)
- Шнур сплошной, кольцо цельное - глина (глинистая почва).
3.Исследование влагоёмкости и водопроницательности почвы.
В воронку положить 50 грамм почвы и налить 50 мл воды. Заметить время,
в течение которого вода выльется в стакан. Вычислить массу воды,
просочившейся сквозь почву. Влагопроницаемость почвы определяется по
времени просачивания воды сквозь почву. Влагоёмкость определяется по
массе собранной воды в стакане. Именно она и доступна для питания
растений.
4.Учёт численности дождевых червей.
Дождевые черви - постоянные обитатели почвы. Количество их сильно
варьирует, достигая в благоприятных условиях до 1000 особей на 1 м . В
обычных условиях численность колеблется от нескольких десятков до
двух-четырёх сотен.
Собранных червей помещают в мешочки, сшитые из плотной ткани, или в
стеклянные банки вместе с землёй. Мы брали участок 50см.*50 см.
Из каждой пробы червей подсчитывают и взвешивают. Можно составить
диаграмму размещения дождевых червей в исследуемом районе.
5.Определение кислотности почвы.
Реакция почвы оказывает большое влияние на развитие растений и
почвенных микроорганизмов, на скорость и направленность происходящих в
ней химических и биохимических процессов.
Кислотность определяют в водной почвенной вытяжке универсальным
индикатором.
6.Кресс-салат как тест объект для оценки загрязнения почвы и воздуха.
Кресс-салат - однолетнее овощное растение, обладающее повышенной
чувствительностью к загрязнениям почвы тяжелыми металлами, а также к
загрязнению воздуха газообразными выбросами автотранспорта.
Сначала нужно проверить всхожесть семян. Процент проросших семян от
числа посеянных называется всхожестью.
Затем закладывают эксперимент. 5 чашек Петри до половины заполняют
исследуемым субстратом. В шестую кладут заведомо чистый субстрат,
который будет служить контролем.
Субстраты во всех чашках увлажняют одним и тем же количеством
отстоянной водопроводной воды. В каждую чашку на поверхность субстрата
укладывают по 50 семян кресс-салата. Покрывают семена теми же
субстратами. Увлажняют верхние слои субстратов до влажности нижних. В
течение 10-15 дней наблюдают за прорастанием семян, поддерживают
влажность субстратов примерно на одном уровне.
В зависимости от результатов опыта субстратам присваивают один из
четырёх уровней загрязнения: отсутствует, слабое, среднее, сильное.

Выводы.
Почва на нашем пришкольном участке является лёгкой суглинистой (она
состоит примерно из 65% песка и 35% песка). Такой результат дали оба
используемых метода.
Так как, в обычных условиях численность дождевых червей может
составлять десятки или сотни особей на 1 м , то 20 - 30 особей на
участке 50 см.*50 см. это немного. Значит, почвообразовательный
процесс идет достаточно медленно, а так же рыхление почвы, обогащение
её азотом и биогенными элементами, разложение растительного опада.
Почва на нашем участке имеет, в основном, нейтральную реакцию. Каждая
возделываемая культура требует для себя условий с определённым
оптимальным показателем рН. Он колеблется в пределах от 5.0 до 7,5.
Значение рН исследуемой почвы находятся в этих пределах.
В опыте с кресс-салатом было выяснено, что загрязнение почвы и воздуха
на участке отсутствуют.
Несмотря на то, что почва имеет неплохие показатели, способствовать её
улучшению нужно. Для сохранения и повышения плодородия почва нуждается
в регулярном пополнении питательными веществами.