На чём стоит московская физико-математическая школа N 2007?

Ковалёв Артём 21 декабря 2006 01:34:29

На чём стоит московская физико-математическая школа N 2007?

Ковалёв Артём, ученик 9 класса ГОУ СОШ N 2007 г. Москвы

Ответ на вопрос, на чём стоит школа N 2007, на первый взгляд, очевиден. Она стоит на пологом южном склоне Теплостанской возвышенности Москворецко-Окской моренно-эрозионной равнины. Последняя расположена на устойчивом участке земной коры – древней Восточно-Европейской платформе (Русской плите) в пределах южного склона Московской синеклизы. Нижний структурный этаж платформы сложен кристаллическими (метаморфическими и магматическими) породами, а верхний – в основном осадочными. Кристаллический фундамент платформы залегает на глубинах от 1000 до 2000 метров. Фундамент покрыт платформенным чехлом пород позднего протерозоя, преимущественно карбонатными породами среднего и верхнего палеозоя и песчано-глинистыми толщами позднего мезозоя, которые почти везде перекрыты мощными пластами рыхлых четвертичных отложений, обуславливающих общий равнинный характер рельефа. Мощность четвертичных отложений (морена, водно-ледниковые речные отложения и покровные суглинки) в пределах Москворецко-Окской равнины невелика (10-30) метров, и современный рельеф отражает в несколько сглаженном виде древнее эрозионное расчленение. Хорошо разработанные долины главных рек имеют одну-две надпойменные террасы. Притоки Пахры, вытекающей из Москва-реки, - речки Чечера, Десна и др.наследуют неглубокие ложбины стока ледниковых вод, отличаются пологими склонами и широкими днищами. Там, где близко к поверхности залегают карбонатные толщи, долины имеют крутые склоны и широко распространены карстовые формы рельефа. Мелкие неровности рельефа сглаживаются покровными суглинками, мощность которых в среднем 2 - 3 метра.
Но на чём же стоит школа? Ведь следы наших ног, торопящихся в школу, остаются не на Русской плите, не на московской морене и даже не на известняках карбона, из которых строилась Москва белокаменная. Чтобы ответить на поставленный вопрос, предпринято данное исследование. На пришкольной территории были заложены: один почвенный разрез и 13 буровых скважин. Почвенный разрез вскрыл профиль урбанозёма, состоящий из горизонтов А, АС, С. Изучение морфологии почв в разрезе и прикопках обнаруживает высокое содержание органического вещества (цвет горизонта А тёмно-серый до чёрного), что связано с внесением на поверхность пришкольной территории грунта из осадков сточных вод, обогащённого фосфором, калием и азотом. Однако гидрофобность (не растворяется в воде, всплывает) этой органики делает недоступными элементы питания для растений.
Определение гранулометрического состава почв методом "скатывания в шнур" обнаружило, что почвы из пунктов пробоотбора около спортивных площадок – супесчаные, а вблизи клумб – легкосуглинистые.
Измерение влажности почв осуществлялось весовым методом. Самые влажные почвы (32 – 38 %) расположены в нижней юго-западной части пришкольной территории и между клумбами к востоку от здания школы. По-видимому, данные факты можно объяснить самыми низкими гипсометрическими отметками этих пунктов и накоплением там вод поверхностного и внутрипочвенного стоков. Влажность самых сухих образцов составила 17 – 20 %.
Измерение температуры почвы потенциометрически выполнялось 7 декабря 2006 года и обнаружило нетипично высокие величины этого параметра по сравнению с последними 150 годами – 5 0 С. На фоне одинаковой для всех точек пробоотбора температуры почвы выделяется значение 15 0 С в пункте между клумбами. Этот факт диагностирует линию теплотрассы.
Определение кислотности почвы универсальным индикатором выявило нейтральную реакцию всех проанализированных образцов (рН=7). Это явление обусловлено внесением строительного мусора, оседанием цементной пыли и типично для городских ландшафтов.
Исследование карбонатности почвы полевым методом (вскипание от 10% НCl) подтвердило наличие извести, диагностируемое морфологически.
Таким образом, школа N2007 стоит на разрушенном в результате строительства почвенном покрове. До строительства микрорайона на территории Южного Бутова были распространены дерново-подзолистые почвы, остатки подзолистого горизонта которых обнаруживаются в профиле на глубине 50 см. Техногенный профиль антропозёма отличается от зональной почвы морфологией, нейтральной реакцией среды, облегчённым гранулометрическим составом, каменистостью, водно-физическими свойствами.
Сконструированная почва искусственно обеспечена гумусом и элементами питания растений, но её нельзя назвать окультуренной, так как дерновый горизонт слишком маломощный (10 см), и корни растений не получат достаточного питания в толще бесплодного покровного суглинка. Но самое главное, рукотворная почва, появившаяся на месте "оскальпированной" дерново-подзолистой – мертва. Она не в состоянии поддерживать экологическое равновесие в экосистемах пришкольной территории и окружающего ландшафта.
Итак, наше исследование показало, что школе не обойтись без усилий по восстановлению экологического равновесия и воссоздания почв – живых, дышащих, устойчивых, плодородных, - "одним словом, хороших почв, как бывают хорошие люди" (К. Чапек).