Автотранспорт и чистота атмосферного воздуха, Тутаев

Maxim A. Klepikov 02 декабря 2007 19:14:15

Средняя общеобразовательная школа (СОШ) #5 им.П.Н.Бучина, г.Тутаев
Ярославской области
Адрес электронной почты: schoule_5@mail.ru

Влияние автотранспорта на чистоту атмосферного воздуха в левобережной
части г. Тутаева
Автор: Ермакова Екатерина, ученица 8 класса (СОШ #5), 14 лет
Руководитель: Хохлова О.В., учитель экологии СОШ #5

Источников антропогенного характера, вызывающих загрязнение атмосферы,
а также серьезные нарушения экологического равновесия в биосфере -
множество. Однако самыми значительными из них являются два: транспорт
и промышленность. Поэтому я решила провести исследование о влиянии
автотранспорта на воздух и растительный покров левобережной части
города Тутаева. Хоть наша часть города не так велика, как
правобережная, но увеличение количество транспортной нагрузки возросло
и здесь. Очень много автомобилей, в том числе и большегрузных,
движутся по центральной улице Толбухина. Она является продолжением
трассы Ярославль-Рыбинск. Но есть и тихие улочки, где движение
транспорта невелико, например улица Гражданская.
Исследования проводились с 14 по 29 июня 2007 года (кроме исследования
"Определение свинца в растениях", которое выполнялось 19 сентября).
Оценка запыленности воздуха (по количеству и характеру пылевых
частиц).

Определение относительной запыленности воздуха.
Приготовили по три микропрепарата пылинок, содержащихся в воздухе с
улицы Толбухина и улицы Гражданской, рассмотрели в микроскоп. Сделали
зарисовки микропрепаратов. Число пылинок в микропрепаратах капель с
ул. Толбухина намного больше, чем с ул. Гражданской. Микропрепараты
отличаются и по качественному составу. В пробах с ул. Толбухина
присутствуют крупные частицы пыли, которых нет совсем в пробах с ул.
Гражданской.

Определение качественного состава пыли.
Приготовили по шесть микропрепаратов из пыли, взятой на обочине дороги
тех же улиц, рассмотрели в микроскоп. Сделали зарисовки микро
препаратов. На 1, 2, 3 образцы пыли нанесли по капле раствора соляной
кислоты, а на 4, 5, 6 - по капле раствора азотной кислоты. Сделали
зарисовки. Качественный состав пыли на этих улицах различен. Это можно
объяснить тем, что асфальт на ул. Гражданской давно разрушен, имеется
много ям и ухабов.

Определение запыленности воздуха (по листве).
Сорвала по 10 листьев с 5 деревьев на каждой улице, обмыла, раствор
профильтровала, нашла массу пыли.
После этого можно определить, сколько пыли осаждается на 1 кв.м
поверхности листвы, а зная точное время накопления пыли (от последнего
сильного дождя до момента исследований), можно подсчитать среднюю
скорость осаждения пыли (по формуле, в граммах на квадратный метр за
одни сутки). Скорость оседания пыли на улице Толбухина больше, так как
движение транспорта на ней интенсивнее.

Оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной
нагрузки.
Произвели учет автотранспортной нагрузки в течение двух дней. Величина
автотранспортной нагрузки улицы Толбухина намного больше, чем на улице
Гражданской. Санитарные требования по уровню загрязнения допускают
поток транспорта в жилой зоне интенсивностью не более 200 автомобилей
в час. Поток транспорта на ул. Толбухина примерно 85 автомобилей в
час, значит санитарные требования не нарушены.

Анализ дождевой воды.
Количество выпавших осадков в пробах одинаково. Дождевая вода с ул.
Толбухина имеет слабо кислую среду, а с ул. Гражданской - нейтральную.
Пробы отличаются по прозрачности. Твердых загрязнителей и растворенных
веществ в пробах на ул. Толбухина значительно больше.

Определение свинца в растениях.
В результате проведенных опытов наблюдали выпадение небольшого
количества осадка черного цвета в пробе с ул. Толбухина. В пробе с ул.
Гражданской осадок отсутствовал. Так как в выхлопных газах автомобилей
содержится свинец, в растениях на улице с интенсивным движением
(Толбухина) он и был обнаружен.
Подсчет индексов плотности для определенных видов растений.
Индекс плотности растений обитающих на тихой улице выше, а также
количество видов и численность растений.
Сравнение видового состава растений на двух участках: вблизи дороги с
интенсивным движением и на тихой улице.
Коэффициент общности видового состава растений достаточно невысок (он
может быть максимум 100%). Значит участки с ул. Толбухина в большей
степени подвергнуты антропогенному влиянию. Наиболее устойчивыми
видами являются: подорожник, лопух, костер безостый, ежа сборная.

Как известно, основные составные части атмосферного воздуха
подразделяют на три группы: постоянные (азот, кислород, благородные
газы), переменные (углекислый газ, водяной пар) и временные (случайные
компоненты, определяемые местными условиями). К случайным компонентам
относятся и продукты, содержащиеся в выхлопных газах автомобилей.
Согласно исследованиям российских ученых, тысяча автомобилей с
карбюраторным двигателем в день выбрасывает около 3 т угарного газа,
100 кг оксидов азота, 500 кг продуктов неполного сгорания бензина.
Количество свинца в воздухе находится в прямой зависимости от
интенсивности движения.
Проведенные мною исследования подтверждают эти факты. Запыленность
воздуха на улице с интенсивным движением больше, чем на тихой улице.
Это подтверждается двумя исследованиями: по количеству и характеру
пылевых частиц и по листве деревьев. Также высока на ул. Толбухина и
скорость оседания пыли за сутки.
Поток транспорта на ул. Толбухина - примерно 85 автомобилей в час.
Хоть для небольшого города это не мало, но санитарные требования не
нарушены.
Анализ дождевой воды показал, что наличие твердых загрязнителей и
растворенных веществ в пробах с оживленной улицы значительно больше.
Свинца в растениях с ул. Гражданской обнаружено не было.
Сказывается интенсивность движения транспорта и на произрастающих
вблизи дороги растениях. Количество их видов, а так же численность
меньше, чем на тихой улице. Не все виды растений могут хорошо
переносить соседство с автомобильным транспортом.

В нашем городе весь грузовой и транзитный транспорт проходит по улице
Толбухина. Желательно построить окружную дорогу, так как большое
количество транспорта даёт не только выбросы вредных веществ в
атмосферу, но производит много шума и не способствует повышению
безопасности на дорогах города.