Состояние плодородия почв учебно-опытного участка

МОУ ООШ с. Большие Извалы, Липецкая обл. 08 декабря 2007 02:09:42

Состояние плодородия почв учебно-опытного участка
МОУ ООШ села Большие Извалы

Выполнили: учащиеся МОУ ООШ села Большие Извалы Елецкого района Липецкой
области Попежук Зоя, 7 класс, Авдоева Мадлен, 9 класс.
Руководитель: учитель биологии МОУ ООШ села Большие Извалы Козак Татьяна
Валентиновна.
Научный руководитель: профессор кафедры агрономии и почвоведения ЕГУ им.
И. А. Бунина, доктор сельскохозяйственных наук декан сельскохозяйственного
факультета Воропаев Вячеслав Николаевич. Ассистент кафедры агрономии и
почвоведения Дубровина Ольга Алексеевна

В данной работе поставлена задача: исследовать изменение состояния
плодородия почв длительного сельскохозяйственного использования в
сравнении с естественными угодьями (участками).
Целью работы являлось изучение состояния почвы на учебно-опытном участке:
плодородие, водный режим, глубина залегания грунтовых вод, кислотность,
влажность, механический состав; структура, плотность, проведение учёта
численности дождевых червей, сравнение плодородия почвы на учебно-опытном
участке и там, где почва не обрабатывается человеком, дать конкретные
рекомендации по улучшению состояния почвы.
Большеизвальская школа построена более 40 лет назад. Территория школы
составляет 2 га. Площадь учебно-опытного участка 0,76 га: овощной отдел -
0,30 га, дендрарий - 0, 20 га, цветочно-декоративный - 0,15 га,
альпинарий - 0,025 га, зона отдыха - 0,06 га. Спортивная площадка - 0,25
га. Пар -0,10 га, луг - 0,15 га. Обработка почвы в овощном отделе на
площади 0,16 га ведется вручную (делянки), а на площади 0,16 га
механизированным способом. Органические удобрения не вносились 12 лег.
Подкормка растений ведется только минеральными удобрениями. На
учебно-опытном участке соблюдается шестипольный севооборот. Назрела
необходимость изучения экологического состояния почв на территории школы.
Исследовали почвы территории школы в 4 местах: 2 контрольных - луг и
дендрарий, 2 опытных делянки N 2 и N 4 учебно-опытного участка. На лугу
трава скашивается 2 раза за сезон. В дендрарии вырезается поросль
кустарников и убирается сушняк.
Для мониторинга почв использовали биоиндикацию по растениям и дождевым
червям, некоторые физико-химические методы Индикаторные виды растений
свидетельствуют о водном режиме почв, их кислотности, обеспеченности
элементами минерального питания, состоянии плодородия.
Наблюдения за состоянием растительности исследуемых ключевых участков
проводили в течение 2 лет. Использовали следующие критерии: видовое
разнообразие, состав видов - доминантов, встречаемость видов,
морфологические
изменения.
В почве на всех 4 участках отсутствуют свободные карбонаты в гумусовом слое.
Под ним залегает выщелоченный от карбонатов горизонт В2. Горизонт А имеет
темно-серую или черную окраску, зернистую или зернисто-комковатую
структуру (мощность 30-50 см.). Структура комковатая. Размер комочков
книзу увеличивается. Мощность гумусового слоя (А + BI) колеблется на
территории школы от 85 до 110 см. Выщелоченный горизонт В2 имеет буроватую
окраску. На территории школы черноземы слабовыщелоченные, так как линия
вскипания проходит на глубине 15 см от нижней границы В1.
Биоиндикационное исследование плодородия почв проводили по растениям
-индикаторам, которые встречаются на контрольных и опытных участках:
костер безостый, чина луговая, клевер белый, клевер красный, медуница,
папоротник, пастушья сумка, горец птичий, гусиная лапчатка и др.
Окраска почв имеет большое агрономическое значение. Земледельцы всех
континентов с давних времен судили о качестве земель, о плодородии почв
по их окраске. Плодородная почва содержит больше гумуса и имеет черную
или темно-серую окраску. Окраска почвы определяется окраской тех групп
веществ, из которых она слагается, но и зависит также от механического
состава, физического состояния и степени увлажнения. Определяя окраску
почв по С.А.Захарову, установили, что на территории школы почвы богаты
гумусом. Окраска почва равномерная однородная, изменяется от черной до
темно-серой.
Биоиндикационное исследование водного режима почв проводили по растениям
гигрофитам-обитателям влажных, иногда заболоченных почв,
мезофитам-растениям достаточно обеспеченных влагой мест, ксерофитам -
засухоустойчивых представителей. Определение проводили по Г. Л. Ремезовой
(1976). Вся территория школы является достаточно увлажненным, но не
заболоченным и не сырым местом.
Глубину залегания грунтовых вод мы устанавливали с помощью группы видов
травянистых растений-индикаторов. Определение проводили по методике
Г.Л. Ремезовой, С.В. Викторову. Диагностику механического состава почв
провели "сухим" и "мокрым" методом. Определение плотности почвы и
классификацию каменистости - по Н. А. Качинскому.
В результате проведенного исследования установили; что почвы на
контрольных участках (луг, лес) по своему плодородию богаче, чем на
пахотных; Это связанно с тем, что почвы на учебно-опытном участке
истощены в результате многолетнего сельскохозяйственного использования
без внесения достаточного количества органических удобрений.
Необходимо внести перегной или другое органическое удобрение на
территорию участка. Иначе урожайность сельскохозяйственных культур будет
невысокой, увеличится количество вредителей сельскохозяйственных культур
и растения будут сильнее подвержены различным заболеваниям, так как в
почве складываются менее благоприятные условия для микробиологических
процессов.
При существующей системе использования пахотной земли школьного участка
плодородие будет снижаться, а урожайность сельскохозяйственных культур
неуклонно падать.