Мониторинг почвы школьного сада
Marina Rykhlikova 26 декабря 2007 01:09:45
Работа получена на дискете по почте в срок. Мониторинг почвы школьного сада Исследователь - Юрченко Алина Алексеевна, 14 лет, 9 класс, МОУ СОШ N9 п. Восточно-Горняцкого, г. Белая Калитва, Ростовской области. Руководитель- Шильцова Наталья Петровна. Цель работы: проведение мониторинга почвы школьного сада МОУ СОШ N9 Место проведения: п. Восточно –Горняцкий, г. Белая Калитва. Сроки проведения: с 23.05.2006 по 20.08.2007. Использованы методики : 1. представленные в практическом руководстве А.Г. Муравьёв, Б.Б. Каррыев и А.Р. Ляндзберг "Оценка экологического состояния почвы" -Крисмас+, Санкт-Петербург, 2000, и использование комплекта химических реактивов "НКВ –Рм" 2. из учебного электронного издания "Экология" МИЭМ, 2004года 3.Определитель кислотности почвы "Почвенный контроль" НПО "Гигиена-Био" ООО Агровит (Определение рН почвы, Определение влажности почвы, Определение нитратов в почве). Почва – особое природное образование, состоящее из песка, глины, органических веществ (гумуса), минеральных солей. Почва содержит воду и воздух. Почва на территории нашего района – черноземы южные. Толщина почвенного слоя колеблется от 65 см до 93 см. Основное свойство почвы – её плодородие. Оно зависит от количества гумуса – продукта разложения отмерших остатков организмов, воды и воздуха в ней. Чем больше в почве гумуса, тем лучше растения обеспечены питательными веществами. Однако, если не пополнять запасы питательных веществ, то почва постепенно истощится, снизятся урожаи. С 1994 г по 2006 год почва пришкольного участка постепенно истощалась, так как не вносились удобрения органические и минеральные. Только весной 2007 года (март) на пришкольный участок было завезено органическое удобрение – навоз, т.к. данное удобрение существенно улучшает почву, способствует накоплению в ней гумуса, воздуха и влаги. Постепенно органические удобрения с помощью микроорганизмов разлагаются до минеральных веществ, которые непосредственно используют растения. Этот процесс длительный, поэтому внесенные в почву органические удобрения, например, навоз, влияют на урожай не только в тот же год, но и в последующие несколько лет. Недостаток и избыток минеральных солей в почве может повредить растениям, замедлить их рост, развитие, снизить урожайность. Особенно опасен избыток минеральных удобрений, так как при этом в растениях накапливаются вещества, вредные для людей, например нитраты. Для определения присутствия нитратов было взято 4 пробы почвы в июне 2006 года и 4 пробы в июне 2007 года. К полученной почвенной вытяжке добавляли по 3 капли дифениламина. Появляющаяся синяя окраска быстро исчезала, что говорит о нехватке нитратов в почве, что привело к снижению урожая картофеля, кабачков и плодовых культур(мелкие плоды). Весеннее внесение перегноя (март 2007г) существенно не повлияло на урожайность, думаю, что это связано с очень сухой весной и засушливым летом 2007 г .(сложились неблагоприятные условия для активной жизнедеятельности почвенных бактерий – температура верхнего слоя почвы доходила до +69 градусов С, недостаток влаги) Водные вытяжки из этих 8 проб были исследованы на рН (кислотность ) почвы с помощью теста "Почвенный контроль" и универсальной индикаторной бумаги. Результат: рН от 6 до 7. Значит, реакция почвы близкая к нейтральной. Исследование почвы на хлориды и сульфаты показали, что их содержится небольшое количество, значит, почвы незасоленные. Школьному саду 55 лет, в 1986 году сад был полностью обновлен.Постоянно проходит обрезка, борьба с вредителями, замена погибших деревьев. Больше всего страдает восточный участок школьного сада, т.к. в 6 м проходит шоссейная я дорога, а за ней расположена площадка для сбора бытового мусора. Вывоз мусора осуществляется нерегулярно, поэтому жители высыпают мусор рядом с контейнерами. Ветер часто приносит пластиковые пакеты (они цепляются за ветви плодовых деревьев) и бутылки, бумагу. Мы убираем мусор. Обращались в поселковую Администрацию для решения этой проблемы. Глава нашего поселка обратилась в ЖКХ, где ей ответили, что мусор вывозится по графику. Я думаю, что надо мусорную площадку специально оборудовать – огородить, поставить больше контейнеров, вывозить мусор не 1-2 раза в неделю , а чаще. Материалы заслушивались на заседании "Друзья школьного сада". Каждую осень учащиеся начальной школы на пришкольном участке развешивают кормушки и подкармливают птиц . Учащиеся нашей школы принимают участие в закладке опытов с растениями, здесь проходят экскурсии по изучению агроценозов - 1-6, 10-11 классы, уроки ИЗО., проблемы заслушивались на уроках сельскохозяйственного труда, на совещании при директоре. Поэтому, чтобы сохранить школьный сад нужно: - вносить удобрения, соблюдая нормы; - чтобы резко не снижать плодородие почвы, регулярно вносить органические удобрения; - привлекать птиц (это экологически безопасный метод борьбы с вредителями), - добиваться ограждения площадки для сбора мусора, чтобы мусор ветер не приносил на территорию школьного сада.
|