Кемерово

Демиденко Наталья Владимировна 27 ноября 2002 22:32:50

******* Проект Экологическое Содружество: www.ecocoop.ru *******

Здравствуйте, уважаемые организаторы конференции Экосодружество!
В нашем Детско-юношеском центре гуманитарно-экологического развития г. Кемерова уже 20 лет ведутся научно-исследовательские работы школьников. В этом году мы решили принять участие в вашей конференции. Посылаем вам работы членов НОУ "Ареал" ДЮЦ ГЭР, группа "Человек и город". Надеемся, что тематика наших исследований будет интересна участникам конференции.
С уважением, Демиденко Наталья Владимировна, зам. директора по экологическому воспитанию ДЮЦ ГЭР


Название работы: "Изучение загрязнение атмосферы воздуха автомобильной резиновой и асбестовой пылью"
Автор: Сельская Анна Андреевна, 10 Б класс, 61 школа г. Кемерово, 15 лет.

Руководитель: Горшкова Любовь Андреевна, педагог дополнительного образования
Организация: Научное Общество Учащихся "Ареал" Детско-юношеского центра гуманитарно-экологического развития (г. Кемерово)

В г. Кемерово загрязнение атмосферного воздуха является наиболее актуальной проблемой. Медики отмечают неуклонный рост заболеваний органов дыхания, который превысил средние показатели по области в 3 раза. Возросший парк автомобильного транспорта вносит 40% от общего количества загрязняющих веществ в атмосферу города (Доклад о состоянии окружающей среды:, 2001). Многочисленные исследования, проводимые в городе, касаются только загрязняющих веществ, находящихся в выхлопных газах автомобилей. Между тем автотранспорт является ещё и источником загрязнения атмосферы города резиной и асбестовой пылью, которая не выводится из организма человека в течение 10-15 лет и может вызывать различные заболевания органов дыхания.
Постоянные наблюдения за количеством и составом транспорта, передвигающегося по магистралям, проходящим через жилые кварталы, могут подсказать городским властям меры по снижению степени загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом.

Цель данного исследования - изучить количество автомобильной резиновой и асбестовой пыли, оседающей на основных магистралях г. Кемерово.
Время проведения: Работа была начата в сентябре 2001 г. и продолжается по настоящее время. Мы представляем промежуточные результаты на сентябрь 2002 г.

Материал и методика: Методика подсчёта автомобилей была предложена Скалоном Н.В. в кн. "Экология сибирского города" (1997) и в "Практикуме по экологии" (Алексеев С.В. и др., 1996 г.) и доработана нами. Подсчёт единиц автотранспорта производился в "час пик" и в обычное время в течение 15 мин. Время "час пик" принято с 7 до 9 утра и с17 до 19 вечера, обычное время - 14 часов. Шесть часов ночного времени мы исключили из расчета, т.к. ночью транспорта почти нет. Для расчета количества машин, проезжающих в "час пик" принят корректирующий коэффициент 16, учитывая повторение 15 минут в 4 часах, а для обычного времени коэффициент 56. Количество проезжающих за 15 минут машин умножается на один из коэффициентов, в зависимости от времени учета. Затем определяется количество автомашин каждой категории (легковые, грузовые, автобусы, маршрутные такси) за день. Данные заносятся в таблицу и затем экстраполируются на месяц.
Расчет велся для нескольких точек на каждой из выбранных транспортных магистралей, т.к. поток автомобилей на разных участках этих магистралей не одинаков. Полученные данные являются усредненными результатами
Ежемесячно подсчитывается количество транспортных единиц в 23 точках г. Кемерово, на магистралях с интенсивной нагрузкой, проходящих в жилых районах.
После проведения подсчета количества машин, рассчитываем количество автомобильной резиновой и асбестовой пыли.
Исходя из данных Скалона Н.В. (1997) годовой пробег автобуса составляет 50 тыс. км и при этом выброс резиновой пыли составляет 30 килограмм, а асбестовой 13 килограмм в год. Мы рассчитали количество резиновой и асбестовой пыли на 50 м дороги, выбрасываемой движущимся автобусом: ЛИАЗ - 0,005 г резиновой пыли; Икарус - 0,008 г резиновой пыли. А асбестовая пыль для обеих категорий автобусов составляет 0,0125 грамм.
Далее, воспользовавшись "Кратким автомобильным справочником" НИИАТ (1984), мы рассчитали данные по выбросу резиновой пыли для грузовых и легковых автомобилей. Соответственно они составляют: 0,008 г и 0,00125 г.

Обсуждение результатов.

По сведениям, приведённым Ашихминой Т.Я. в кн. "Школьный экологический мониторинг" (2000г.) санитарные нормы для жилых кварталов составляют 200 машин в час. По результатам наших исследований отмечается значительное превышение количества транспортных единиц, проходящих по главным магистралям города. Это проспекты Ленинский, Октябрьский, Ленинградский, Кузнецкий, улица Красноармейская, которые соединяют различные районы города и по которым движется основной поток общественного транспорта. Здесь количество автотранспорта в 5-6 раз превышает допустимые санитарные нормы.
В зимний период наблюдается тенденция к снижению количества легкового автотранспорта. Это связано с тем, что многие автовладельцы ставят свои машины на зимнюю парковку. Возрастает грузопоток в летний период, т.к. вместе с личным транспортом, активно используемым частными лицами, увеличивается количество летних пригородных рейсов.

Зимой происходит увеличение количества маршрутных такси на 3%. Следует отметить, что доля маршрутных такси в перевозке пассажиров значительно выросла в последние годы. По нашим данным, они составляют около 70% в летний, 87% в осенний, и около 90% в зимний период от общего числа автобусов.
Количество автомобильной резиновой и асбестовой пыли, выбрасываемой муниципальным и личным автотранспортом на основных магистралях города Кемерова, рассчитывается для 50 м дороги. Полученные данные заносятся в таблицу по месяцам и сезонам. Так, например, на вышеназванный проспект Ленина, общая протяженность которого составляет 12 км, высыпается резиновой пыли 4,5 кг на каждые 50 м в год, а на улице Красноармейской - 8 кг. Выброс асбестовой пыли составляет соответственно 3,5 кг и 4,2 кг.
По результатам исследования состоялось выступление на областном радио в передаче, посвящённой проблемам города. В дальнейшем нами планируется составление карты города, на которой предполагается отметить наиболее загрязнённые улицы и проспекты, с публикацией этой карты в местных СМИ.

Выводы:
1. В течение года наблюдается динамика количества транспортных единиц и изменение состава транспортного потока.
2. Количество резиновой пыли, выбрасываемой автомобильным транспортом на каждые 50 м дороги в среднем по городу 1502 г за сезон (за 3 месяца). Минимальные выбросы наблюдаются в районе Шалготарьяна (62,1г), а максимальные 2943,9 г. (пр. Кузнецкий) за сезон.