Re: Парк Николо-Бабаевского монастыря (историческая справка)
Maxim A. Klepikov 06 ноября 1999 17:04:35
**************Ecological Cooperation Project***************** * reservat@fadr.msu.ru http://fadr.msu.ru/ecocoop/reservat * ************************************************************* Дорогие коллеги-гидробиологи! Прошу простить меня, но я не мог остаться равнодушным при упоминании очередного старинного русского монастыря (тем более, с территории Ярославской области). Сразу же после по- лучения письма из пос.Некрасовское (это - оттуда же, откуда "Первоцветы от деда Мазая", помните?) я пересмотрел свою личную библиотеку. Узнать удалось немного. Итак, Николо-Бабаевский монастырь располагался на пра- вом берегу Волги при впадении в неё реки Солоницы. В средние века на Руси название монастыря традиционно давалось по мес- ту, где он был расположен (например, Николо-Улеймский монас- тырь - на реке Улейме, и т.п.). Были даже случаи, когда наз- вания какой-либо местности переименовывали специально для монастыря. Например, около г.Углича находилась Кобылья гора. Когда же здесь был основан Богородицкий монастырь-крепость (в XIV веке), охраняющий подступы к городу, гору переимено- вали в Дивную, а монастырь стал Дивно-Богородицким (всяко лучше, чем Кобыло-Богородицкий, прости Господи!). Предание сообщает такую версию происхождения названия Николо-Бабаевского монастыря. Издавна в России был известен такой промысел, как сплав и торговля лесом. Сплав по верхней Волге осуществлялся по рекам Шексна и Молога, а затем и да- лее до Каспийского моря (там, как известно, степи и экспорт леса в те страны был делом весьма доходным). Основным пере- валочным пунктом, где плоты переформировывались, было устье реки Солоницы. При сплаве леса вместо руля на плотах употребляли боль- шие грубые вёсла, которые назывались "бабайки". При вводе плотов из Волги в реку Солоницу бабайки делались ненужными и их просто оставляли на берегу около самого устья. Некоторые бабайки попадали в воду и их уносило течением, однако лесоп- ромышленники за ними не гонялись - уплыла, и шут с ней, но- вую вырубим, эко дело! Однажды на одной из таких бабаек по реке приплыла икона св. Николая чудотворца, архиепископа Мирликийского. Бабайку с иконой прибило к берегу при самом устье Солоницы. Благо- честивые люди, видя обретение иконы, взяли её и поставили в близлежащем лесу в специально построенной по такому случаю часовенке. Многие торговые и простые люди стали стекаться на поклонение образу, от которого совершались (согласно преда- нию) различные чудеса и исцеления. Затем на это место прибыл один инок по имени Иоанн из Троице-Сергиевского монастыря. Из валявшихся во множестве бабаек, как из материала ненужного и имеющегося в изобилии, он построил небольшую церковь, а затем принялся за создание монастыря. Отсюда и получила эта обитель своё начало и своё странное название. Дальнейшая история сообщает что монастырь неоднократно подвергался нападениям грабителей, был опустошаем пожарами, но постоянно возобновлялся. И это не удивительно - ведь св.Николай был одним из наиболее почитаемых на Руси святых, особенно среди путешественников, путников и купцов. Так что Никольский монастырь с чудотворной иконой близь бойкого тор- гового места (а помимо торговли лесом в этих местах также был развит очень доходный по тем временам, но очень трудоём- кий соляной промысел) никогда не оставался без внимания. Однако лишь в конце прошлого века Бабаевская обитель пришла в полное благоустройство. В это время в ней было выстроено четыре каменных храма: - огромный двухэтажный собор Иверской иконы Божьей Ма- тери, имеющий также престолы Спаса Нерукотворного, Рождества Христова и Сретения Господня; - тёплая (то есть - зимняя) Никольская церковь; - третий храм с двумя престолами в честь Иоанна Злато- уста и Сергия Радонежского; - церковь Успения божьей Матери (как я понял, эта цер- ковь была надвратной, но я могу и ошибаться). Главную святыню монастыря составляли три чудотворные иконы: св.Николая (явленная икона, давшая начало монастырю), Иверской Божьей Матери и древний список (копия) иконы Ка- занской Божьей Матери. Ежегодно в монастыре совершался боль- шой крёстный ход в честь Иверской иконы Богоматери. Это был большой праздник и зрелище и шествие для местных жителей и приезжих купцов и богомольцев одновременно. Специально для гостей и паломников при монастыре была построена каменная двухэтажная гостиница. Совершали крестный ход в Николо-Баба- евском монастыре во вторник после Пасхи. Была при монастыре и церковно-приходская школа. Управ- лял обителью игумен. К сожалению, мне не удалось узнать, когда именно (в ка- ком веке) был основан монастырь; также не нашёл я и сведе- ний, кто был ктитором, т.е. на чьи деньги в прошлом веке бы- ли возведены многочисленные каменные здания монастыря - а судя по старинным фотографиям, собор монастыря был огромным, а сам монастырь имел много каменных строений и выглядел как небольшой городок; была у монастыря и своя пристань на Волге. Так что эти вопросы остаются открытыми. Дорогие коллеги, скажите пожалуйста, сохранилось ли всё это сейчас? Или коммуняки уничтожили всё подчистую? С уважением, Клепиков М.А. --- Maxim A. Klepikov, the Deputy Director on Scientific Work, Tutaev's Nature House (Tutaev town, Yaroslavl region, Russia), http://fadr.msu.ru/ecocoop/klep.html e-mail:
|