Re: Парк Николо-Бабаевского монастыря (историческая справка)

Maxim A. Klepikov 06 ноября 1999 17:04:35

**************Ecological Cooperation Project*****************
* reservat@fadr.msu.ru http://fadr.msu.ru/ecocoop/reservat *
*************************************************************

Дорогие коллеги-гидробиологи!

Прошу простить меня, но я не мог остаться равнодушным
при упоминании очередного старинного русского монастыря (тем
более, с территории Ярославской области). Сразу же после по-
лучения письма из пос.Некрасовское (это - оттуда же, откуда
"Первоцветы от деда Мазая", помните?) я пересмотрел свою
личную библиотеку. Узнать удалось немного.
Итак, Николо-Бабаевский монастырь располагался на пра-
вом берегу Волги при впадении в неё реки Солоницы. В средние
века на Руси название монастыря традиционно давалось по мес-
ту, где он был расположен (например, Николо-Улеймский монас-
тырь - на реке Улейме, и т.п.). Были даже случаи, когда наз-
вания какой-либо местности переименовывали специально для
монастыря. Например, около г.Углича находилась Кобылья гора.
Когда же здесь был основан Богородицкий монастырь-крепость
(в XIV веке), охраняющий подступы к городу, гору переимено-
вали в Дивную, а монастырь стал Дивно-Богородицким (всяко
лучше, чем Кобыло-Богородицкий, прости Господи!).
Предание сообщает такую версию происхождения названия
Николо-Бабаевского монастыря. Издавна в России был известен
такой промысел, как сплав и торговля лесом. Сплав по верхней
Волге осуществлялся по рекам Шексна и Молога, а затем и да-
лее до Каспийского моря (там, как известно, степи и экспорт
леса в те страны был делом весьма доходным). Основным пере-
валочным пунктом, где плоты переформировывались, было устье
реки Солоницы.
При сплаве леса вместо руля на плотах употребляли боль-
шие грубые вёсла, которые назывались "бабайки". При вводе
плотов из Волги в реку Солоницу бабайки делались ненужными и
их просто оставляли на берегу около самого устья. Некоторые
бабайки попадали в воду и их уносило течением, однако лесоп-
ромышленники за ними не гонялись - уплыла, и шут с ней, но-
вую вырубим, эко дело!
Однажды на одной из таких бабаек по реке приплыла икона
св. Николая чудотворца, архиепископа Мирликийского. Бабайку
с иконой прибило к берегу при самом устье Солоницы. Благо-
честивые люди, видя обретение иконы, взяли её и поставили в
близлежащем лесу в специально построенной по такому случаю
часовенке. Многие торговые и простые люди стали стекаться на
поклонение образу, от которого совершались (согласно преда-
нию) различные чудеса и исцеления.
Затем на это место прибыл один инок по имени Иоанн из
Троице-Сергиевского монастыря. Из валявшихся во множестве
бабаек, как из материала ненужного и имеющегося в изобилии,
он построил небольшую церковь, а затем принялся за создание
монастыря. Отсюда и получила эта обитель своё начало и своё
странное название.
Дальнейшая история сообщает что монастырь неоднократно
подвергался нападениям грабителей, был опустошаем пожарами,
но постоянно возобновлялся. И это не удивительно - ведь
св.Николай был одним из наиболее почитаемых на Руси святых,
особенно среди путешественников, путников и купцов. Так что
Никольский монастырь с чудотворной иконой близь бойкого тор-
гового места (а помимо торговли лесом в этих местах также
был развит очень доходный по тем временам, но очень трудоём-
кий соляной промысел) никогда не оставался без внимания.
Однако лишь в конце прошлого века Бабаевская обитель
пришла в полное благоустройство. В это время в ней было
выстроено четыре каменных храма:
- огромный двухэтажный собор Иверской иконы Божьей Ма-
тери, имеющий также престолы Спаса Нерукотворного, Рождества
Христова и Сретения Господня;
- тёплая (то есть - зимняя) Никольская церковь;
- третий храм с двумя престолами в честь Иоанна Злато-
уста и Сергия Радонежского;
- церковь Успения божьей Матери (как я понял, эта цер-
ковь была надвратной, но я могу и ошибаться).
Главную святыню монастыря составляли три чудотворные
иконы: св.Николая (явленная икона, давшая начало монастырю),
Иверской Божьей Матери и древний список (копия) иконы Ка-
занской Божьей Матери. Ежегодно в монастыре совершался боль-
шой крёстный ход в честь Иверской иконы Богоматери. Это был
большой праздник и зрелище и шествие для местных жителей и
приезжих купцов и богомольцев одновременно. Специально для
гостей и паломников при монастыре была построена каменная
двухэтажная гостиница. Совершали крестный ход в Николо-Баба-
евском монастыре во вторник после Пасхи.
Была при монастыре и церковно-приходская школа. Управ-
лял обителью игумен.
К сожалению, мне не удалось узнать, когда именно (в ка-
ком веке) был основан монастырь; также не нашёл я и сведе-
ний, кто был ктитором, т.е. на чьи деньги в прошлом веке бы-
ли возведены многочисленные каменные здания монастыря - а
судя по старинным фотографиям, собор монастыря был огромным,
а сам монастырь имел много каменных строений и выглядел как
небольшой городок; была у монастыря и своя пристань на Волге.
Так что эти вопросы остаются открытыми.
Дорогие коллеги, скажите пожалуйста, сохранилось ли всё
это сейчас? Или коммуняки уничтожили всё подчистую?

С уважением,
Клепиков М.А.


---
Maxim A. Klepikov, the Deputy Director on Scientific Work,
Tutaev's Nature House (Tutaev town, Yaroslavl region, Russia),
http://fadr.msu.ru/ecocoop/klep.html
e-mail: