A.A. Mogilner ot Lazarevoy
drozd 04 декабря 1999 17:18:14
**************Ecological Cooperation Project***************** * reservat@fadr.msu.ru http://fadr.msu.ru/ecocoop/reservat * ************************************************************* А.А.Могильнер reservat@fadr.msu.ru Здравствуйте, Анна Александровна! Я очень рада, что Вы обратили внимание на мою работу. С удовольствием отвечу на все Ваши вопросы. Сразу хочу пояснить, что такое наш учебно - волонтерский отряд. Я занимаюсь в Эколого-биологическом центре города Тольятти. Мы работаем по проекту "Национальные парки - учебные комнаты". По результатам поездок мы делаем мультимедийные композиции на компакт - дисках. При моем участии изготовлены две композиции: одна о национальных парках Мещеры, другая о национальном парке "Самарская Лука". В ближайшие месяцы мы надеемся сделать еще три композиции: о национальных парках "Смоленское поозерье" и "Чаваш Вармане" и о Пушкинском заповеднике. Наш отряд называется "Лучшая земля" и этим названием уже многое сказано. Количество и состав участников постоянно меняется. Часть расходов в поездках несут дети, вернее их родители, часть - городское управление образования. До поездки мы должны как можно подробнее изучить территорию по книгам и получить новые знания во время поездки. Но главная цель каждой поездки - помощь национальному парку или другой специально охраняемой территории. Понятие волонтер, мы иногда заменяем русским словом доброхот. Помощь бывает разной. Убираем и учитываем мусор, работали в дендропарке. Иногда нас просят составить тексты для экскурсоводов парка. Такое задание, например, мы получили от дирекции национального парка "Чаваш Вармане". Тексты для экскурсоводов делать трудно и долго. Для этого мы собираем материал не только о природе, но и о культуре края. Ваш первый вопрос о том, как я изучала рекреационную нагрузку. Материал для доклада я собирала попутно с помощью друзей, руководителя и сотрудников парков и заповедника. Сведения о рекреационной нагрузке получали разными способами. Например, в Пушкинском заповеднике о количестве посетителей мы узнали от сотрудников. В "Чаваш Вармане" - таких данных у дирекции не было и мы получили их на основе расспросов местных жителей. Обычный подсчет отдыхающих в этом месте содержал бы большую ошибку, так как в этом парке очень мало посетителей. В Мещерской низменности просто считали число посетителей на конкретном участке. Все эти сведения мы старались, как можно точнее выражать количеством отдыхающих на единицу площади за летний сезон. Площадь изученной территории я считала по карте, используя масштаб и миллиметровую бумагу на которую наносился контур участка. Ваш второй вопрос о времени сбора материала. Все поездки были проведены в летнее время, во время каникул в 1998 и 1999 годах. Самой поздней была поездка в "Смоленское поозерье". Домой мы вернулись второго сентября. Самая ранняя поездка была в июне. Время поездок почти всегда зависело от времени получения денег на поездку. Поэтому я использовала те методы и показатели, которые возможно использовать и в начале и в конце лета. Ваш третий вопрос о показателях состояния подроста. По предложению руководителя, Ю.К.Рощевского, я руководствовалась закономерностью описанной М.А.Кузнецовой и соавторами в "Полевом практикуме по экологии" (Издательство "Наука", 1994): постепенные дигрессивные изменения в экосистемах приводят к возрастанию доли антропогенноустойчивых и синантропных видов. Описываемым лесным экосистемам я давала глазомерную оценку обилия засыхающих и погибших молодых деревьев, которые относятся к лесным, характерным для сообщества видам. Оценивала я их по простой трехбальной глазомерной шкале: подрост не развит, подрост угнетен (обильное количество погибающих и погибших растений), подрост в удовлетворительном состоянии (небольшое число погибающих и погибших древесных видов в подросте). Такой подход позволил мне делать быструю и однотипную оценку состояния подроста на разных охраняемых территориях. Ваш четвертый вопрос о том, проводила ли я сравнение с предыдущим состоянием территории парков. Нет не проводила. Одна из причин - молодость национальных парков. Их начали создавать недавно. И создание парков не всегда было связано с улучшением экологической ситуации. Мы были на одной экскурсионной тропе (название национального парка мне не хотелось бы афишировать), вдоль которой лесная экосистема была сильно нарушена после создания парка. Другая причина - отсутствие сведений о деградации природных сообществ в прошлом. Анализ таких случаев не входил в мою задачу. Хотя меня это волнует, и я надеюсь когда-нибудь разобраться в причинах неудач национальных парков. Моя работа, которая вызвала Ваши вопросы, привела меня к мысли что грамотного экологического подхода к сохранению природы в национальных парках и музеях заповедниках недостаточно. Управлять отдыхающими, наладить уход за территорией и очистку ее от мусора удается не многим. Спасибо Вам за вопросы. Полный вариант своей работы я собираюсь выслать в ближайшие дни по адресу ecocoop@glasnet.ru . С уважением, Лена Лазарева. Тольятти, Эколого-биологический центр, 3 декабря 1999 г.
|