A.A. Mogilner ot Lazarevoy

drozd 04 декабря 1999 17:18:14

**************Ecological Cooperation Project*****************
* reservat@fadr.msu.ru http://fadr.msu.ru/ecocoop/reservat *
*************************************************************

А.А.Могильнер reservat@fadr.msu.ru
Здравствуйте, Анна Александровна!
Я очень рада, что Вы обратили внимание на мою работу. С удовольствием
отвечу на все Ваши вопросы. Сразу хочу пояснить, что такое наш учебно -
волонтерский отряд. Я занимаюсь в Эколого-биологическом центре города
Тольятти. Мы работаем по проекту "Национальные парки - учебные комнаты". По
результатам поездок мы делаем мультимедийные композиции на компакт -
дисках. При моем участии изготовлены две композиции: одна о национальных
парках Мещеры, другая о национальном парке "Самарская Лука". В ближайшие
месяцы мы надеемся сделать еще три композиции: о национальных парках
"Смоленское поозерье" и "Чаваш Вармане" и о Пушкинском заповеднике.
Наш отряд называется "Лучшая земля" и этим названием уже многое сказано.
Количество и состав участников постоянно меняется. Часть расходов в
поездках несут дети, вернее их родители, часть - городское управление
образования. До поездки мы должны как можно подробнее изучить территорию по
книгам и получить новые знания во время поездки. Но главная цель каждой
поездки - помощь национальному парку или другой специально охраняемой
территории. Понятие волонтер, мы иногда заменяем русским словом доброхот.
Помощь бывает разной. Убираем и учитываем мусор, работали в дендропарке.
Иногда нас просят составить тексты для экскурсоводов парка. Такое задание,
например, мы получили от дирекции национального парка "Чаваш Вармане".
Тексты для экскурсоводов делать трудно и долго. Для этого мы собираем
материал не только о природе, но и о культуре края.
Ваш первый вопрос о том, как я изучала рекреационную нагрузку. Материал для
доклада я собирала попутно с помощью друзей, руководителя и сотрудников
парков и заповедника. Сведения о рекреационной нагрузке получали разными
способами. Например, в Пушкинском заповеднике о количестве посетителей мы
узнали от сотрудников. В "Чаваш Вармане" - таких данных у дирекции не было
и мы получили их на основе расспросов местных жителей. Обычный подсчет
отдыхающих в этом месте содержал бы большую ошибку, так как в этом парке
очень мало посетителей. В Мещерской низменности просто считали число
посетителей на конкретном участке. Все эти сведения мы старались, как можно
точнее выражать количеством отдыхающих на единицу площади за летний сезон.
Площадь изученной территории я считала по карте, используя масштаб и
миллиметровую бумагу на которую наносился контур участка.

Ваш второй вопрос о времени сбора материала. Все поездки были проведены в
летнее время, во время каникул в 1998 и 1999 годах. Самой поздней была
поездка в "Смоленское поозерье". Домой мы вернулись второго сентября. Самая
ранняя поездка была в июне. Время поездок почти всегда зависело от времени
получения денег на поездку. Поэтому я использовала те методы и показатели,
которые возможно использовать и в начале и в конце лета.

Ваш третий вопрос о показателях состояния подроста. По предложению
руководителя, Ю.К.Рощевского, я руководствовалась закономерностью описанной
М.А.Кузнецовой и соавторами в "Полевом практикуме по экологии"
(Издательство "Наука", 1994): постепенные дигрессивные изменения в
экосистемах приводят к возрастанию доли антропогенноустойчивых и
синантропных видов. Описываемым лесным экосистемам я давала глазомерную
оценку обилия засыхающих и погибших молодых деревьев, которые относятся к
лесным, характерным для сообщества видам. Оценивала я их по простой
трехбальной глазомерной шкале: подрост не развит, подрост угнетен (обильное
количество погибающих и погибших растений), подрост в удовлетворительном
состоянии (небольшое число погибающих и погибших древесных видов в
подросте). Такой подход позволил мне делать быструю и однотипную оценку
состояния подроста на разных охраняемых территориях.

Ваш четвертый вопрос о том, проводила ли я сравнение с предыдущим
состоянием территории парков. Нет не проводила. Одна из причин - молодость
национальных парков. Их начали создавать недавно. И создание парков не
всегда было связано с улучшением экологической ситуации. Мы были на одной
экскурсионной тропе (название национального парка мне не хотелось бы
афишировать), вдоль которой лесная экосистема была сильно нарушена после
создания парка. Другая причина - отсутствие сведений о деградации природных
сообществ в прошлом. Анализ таких случаев не входил в мою задачу. Хотя
меня это волнует, и я надеюсь когда-нибудь разобраться в причинах неудач
национальных парков. Моя работа, которая вызвала Ваши вопросы, привела меня
к мысли что грамотного экологического подхода к сохранению природы в
национальных парках и музеях заповедниках недостаточно. Управлять
отдыхающими, наладить уход за территорией и очистку ее от мусора удается не
многим.

Спасибо Вам за вопросы. Полный вариант своей работы я собираюсь выслать в
ближайшие дни по адресу ecocoop@glasnet.ru .

С уважением, Лена Лазарева.
Тольятти, Эколого-биологический центр, 3 декабря 1999 г.