Re: Они должны жить - редкие птицы.

Nataliya Lavrentyeva 12 ноября 2001 02:03:52

**************Ecological Cooperation Project*****************
* zoology@fadr.msu.ru http://fadr.msu.ru/ecocoop/zoology *
*************************************************************

Здравствуйте, Михаил Григорьевич!

> Позволю себе задать еще более "провокационный" вопрос : какой план
> действий Вы бы предложили при встрече с редкой птицей (а тем более
> при нахождении гнезда)?
> С уважением,
> куратор орнитологического направления Проекта,
> М. Басс

Действия школьников не должны тревожить птицу. Из этого и надо
исходить, составляя план действий.
Если на экскурсии встретится редкая птица, назову ее юннатам, расскажу
о ней, понаблюдаем за особенностями ее поведения.
Если экскурсия проводится для новичков, этим ограничусь.
Если поведение птицы указывает на близость гнезда,
уведу группу подальше от этого места.
Экскурсии для новеньких я обычно провожу по знакомым и легко
доступным местам. Приходилось сталкиваться с такими случаями, когда
ребята рассказывали друзьям о найденном гнезде, те бежали смотреть, и
не каждая птица выдерживала такое внимание. Школьникам,
не проверенным
в деле, я предпочитаю не сообщать о редких находках. Позднее можно
вернуться на это место с более опытными старшими юннатами и вести
наблюдения, предварительно обговорив свои действия с орнитологами из
пед. университета.

Если встреча с птицей произошла во время дальней экскурсии или в
походе, то план действий несколько иной. Прежде всего, надо убедиться
в точности определения. Это необходимо, если группа школьников,
встретившая птицу, работала без руководителя. Понаблюдать за птицей,
попытаться установить факт гнездования - это очень важная информация.
Если возможно, провести описание гнезда (место расположения, высота,
строительный материал и т. д.), поведения птиц, сфотографировать, т.е.
попробовать получить максимум информации, не беспокоя птицу. Если
птица встревожена, нужно прекратить наблюдение.
Я против того, чтобы школьники в таких случаях самостоятельно измеряли
размеры гнезд или яиц, определяли величину кладки.
Конечно, все сведения надо занести в дневник, а после экспедиции
материалы следует передать специалистам-орнитологам или в
природоохранные организации.

А какой план действий Вы нам посоветуете?

С уважением,
Наталия Лаврентьева,
СЮН "Эколог", г. Липецк.