Re: Они должны жить - редкие птицы.
Nataliya Lavrentyeva 12 ноября 2001 02:03:52
**************Ecological Cooperation Project***************** * zoology@fadr.msu.ru http://fadr.msu.ru/ecocoop/zoology * ************************************************************* Здравствуйте, Михаил Григорьевич! > Позволю себе задать еще более "провокационный" вопрос : какой план > действий Вы бы предложили при встрече с редкой птицей (а тем более > при нахождении гнезда)? > С уважением, > куратор орнитологического направления Проекта, > М. Басс Действия школьников не должны тревожить птицу. Из этого и надо исходить, составляя план действий. Если на экскурсии встретится редкая птица, назову ее юннатам, расскажу о ней, понаблюдаем за особенностями ее поведения. Если экскурсия проводится для новичков, этим ограничусь. Если поведение птицы указывает на близость гнезда, уведу группу подальше от этого места. Экскурсии для новеньких я обычно провожу по знакомым и легко доступным местам. Приходилось сталкиваться с такими случаями, когда ребята рассказывали друзьям о найденном гнезде, те бежали смотреть, и не каждая птица выдерживала такое внимание. Школьникам, не проверенным в деле, я предпочитаю не сообщать о редких находках. Позднее можно вернуться на это место с более опытными старшими юннатами и вести наблюдения, предварительно обговорив свои действия с орнитологами из пед. университета. Если встреча с птицей произошла во время дальней экскурсии или в походе, то план действий несколько иной. Прежде всего, надо убедиться в точности определения. Это необходимо, если группа школьников, встретившая птицу, работала без руководителя. Понаблюдать за птицей, попытаться установить факт гнездования - это очень важная информация. Если возможно, провести описание гнезда (место расположения, высота, строительный материал и т. д.), поведения птиц, сфотографировать, т.е. попробовать получить максимум информации, не беспокоя птицу. Если птица встревожена, нужно прекратить наблюдение. Я против того, чтобы школьники в таких случаях самостоятельно измеряли размеры гнезд или яиц, определяли величину кладки. Конечно, все сведения надо занести в дневник, а после экспедиции материалы следует передать специалистам-орнитологам или в природоохранные организации. А какой план действий Вы нам посоветуете? С уважением, Наталия Лаврентьева, СЮН "Эколог", г. Липецк.
|