Проект "Экологическое содружество"
А.Иванов 13 декабря 2001 22:31:56
**************Ecological Cooperation Project***************** * zoology@fadr.msu.ru http://fadr.msu.ru/ecocoop/zoology * ************************************************************* МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ Автор: Владимиров Эдгар Валерьевич 8 класс Островской гимназии Псковской области. Научный руководитель: Владимирова Людмила Иосифовна, зам. директора по учебно-воспитательной работе Островской гимназии. Целью настоящего исследования является рассмотрение проблем, связанных с взаимоотношениями человека и домашних животных. При этом под домашними животными понимается особая категория живых существ, которую можно назвать "квартирные животные". Эта категория характеризуется тремя признаками: 1. Большую часть жизни они проводят в жилых помещениях человека; 2. Находятся в значительно большей степени зависимости от человека, чем другие животные; 3. Их основное назначение не стольео приносить пользу, сколько удовлетворять потребности человека в общении и т.п. Согласно исследованиям социологической службы "Мониторинг", у нас в стране почти каждая вторая семья имеет таких домашних животных. Это говорит о том, что поднятая тема касается почти каждого второго россиянина. Однако она актуальна не только для них, потому что в мире начинают нарастать и даже принимать глобальный характер проблемы, связанны с домашними животными, но касающиеся всех. Задачи настоящего исследования: 1. Определить, какое место занимают домашние животные в жизни человека и с чем это связано. 2. Проанализировать их положение. 3. Выявить проблемы. 4. Обозначить путь их решения. 5. Провести предварительную проверку эффективности некоторых мер и рассказать о личном вкладе в решение проблем. Над этой темой я работаю полтора года. За этот период проделана следующая работа: изучена литература, проанализирован собственный опыт и наблюдения, сделаны опросы учащихся, осуществлены консультации у различных специалистов, создан Проект Закона о домашних животных, разработан факультативный курс "Наши маленькие друзья", сделаны буклеты о грызунах и "Сравнительная таблица особенностей выбора и содержания домашних животных", проведен мини-эксперимент в 4 классе, мною издается газета о домашних животных "Зооостровок". По результатам наблюдений и социологических опросов составлено процентное соотношение различных доманих животных, содержащихся в семьях опрошенных, которое вцелом совпадает с результатами данных по стране (первенство держат кошки и собаки). Наибольшее количество животных содержат учащиеся средних классов, преимущественно девочки. Большое влияние на выбор животного у взрослых оказывает мода, хотя называется много других причин, но с более практичным подходом. Дети видят в животных прежде всего друга или живую игрушку. Домашние животные дают человеку следующее: эстетическое наслаждение, влияние на здоровье, характер, взаимоотношения в семье, расширение знаний об окружающем мире, сближение людей, общение, вдохновение и пользу (охрана квартир, охота и др.). В то же время положение домашних животных постоянно ухудшается, менее 75% из них умирает своей смертью. Чаще всего нарушаются такие параметры содержания домашних животных: несоответствие жилища по размерам, форме, виду; несоответствие помещения по температуре, влажности и т.д.; несоответствие пищи; неаккуратное обращение; нарушение ритма жизни и правил размножения. Среди причин жестокого обращения выявлены следующие: случацность попадания животного в семью, неосознанный или неправильный выбор животного, отсутствие условий или средств у хозяина, утрата интереса к животному, упрощенное понимание потребностей животного и нежелание знакомиться со специальной литературой, а также жестокость как черта характера хозяина. Способы содержания животных можно разделить на гуманные, условно-гуманные (содержание в неволе диких животных, если они ранены, больны или родились в неволе, что нельзя было предотвратить) и негуманные (содержание в неволе диких животных, содержание домашних животных с нарушением их права на жизнь и естественный ее образ). Проблемы домашних животных можно охарактеризовать так: 1. Ухудшение условий жизни и здоровья, связанные с общим ухудшением экологии. 2. Негуманные способы содержания. 3. Плохое или жестокое обращение. 4. Рост числа выброшенных животных. Проблемы человека, связанные с домашними животными: 1. Брошенные животны являются разносчиками болезней и набрасываются на людей. 2. Коты и собаки - источник загрязнения земли гельминтами. 3. Домашние животные агрессивных пород и некоторые дикие животные (змеи, крокодилы) становятся угрозой для людей, включая хозяев. Основная причина всех проблем - отсутствие экологической культуры разведения домашних животных и нежелание видеть в них равноправных жителей земли. Научив человека правильно относиться к домашним животным можно повлиять на его отношение ко всему живому. В качестве выхода из ситуации предлагатеся принятие глобальных законодательных актов о правах домашних животных по принципу "Конвенции о правах ребенка". В их основу могут быть положены такие принципы: домашние животные - равноправные жители земли; они имеют право как живые существа на жизнь, а не существование в угоду человеку; на жизнь в условиях соответствующих их естественному ритму и образу жизни. Также должны быть приняты локальные акты о контроле за качество кормов, ответственности за негуманное содержание (закон о жестоком обращении с животными в настоящее время почти не работает), расширены учебные программы будущих ветеринаров. В школьные учебники должны быть введены соответствующие разделы. Необходимо сформировать "моду" на гуманные условия содержания. Человек не вправе закрывать глаза на проблему домашних животных, иначе он будет не с причинами, а со следствием собственных проблем. 181352, Псковская область, г. Остров-2, ул. Авиационнаяя, д. 13, кв. 9 т-фон (81152)33-538
|