тезисы раб "Наблюдения за животными жив. уголка" Челябинск

Бурлакова Катя, Еськова Юля 18 ноября 2004 09:49:21

Наблюдения за животными живого уголка при контакте с ними
Авторы: Бурлакова Екатерина Евгеньевна, Еськова Юлия Владимировна,
г. Челябинск, Дворец пионеров и школьников им. Н.К.Крупской, 9 класс
Научный руководитель: Позднякова Татьяна Викторовна, методист ДПШ.
Земля – всего лишь бесконечно малая частица Вселенной, но только на ней одной из всех обследованных человеком планет, есть жизнь. А раз так, то нам надо вдвойне стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранялась, а становилась все богаче и краше. Сам человек – тоже часть природы, потому нарушение естественного равновесия в природе ведет к угрозе здоровья и жизни человека. С незапамятных времен человек накапливал знания о поведении животных. Это помогало ему выжить в трудных условиях, успешно охотиться и спасаться от хищников. Люди не только получали непосредственную выгоду, изучая повадки животных, но и делали наблюдения, которые легли в основу будущих научных знаний.
К сожалению, численность многих земноводных и пресмыкающихся в настоящее время сокращается и потому, изучение отдельных видов в условиях живого уголка представляется нам очень актуальным. Изучая закономерности жизни животных, особенности их экологии, мы больше узнаем об их пользе.
Цель представленной работы: изучение особенностей поведения амфибий и рептилий в условиях живого уголка при контакте с ними.
Задачи: - познакомиться с литературой по теме исследования;
- собрать коллекцию экзотических животных;
- изучить особенности образа жизни отдельных видов.
Основные этапы работы над темой. Исследования проводились в живом уголке школы № 108 с августа 2000 года. Живой уголок находится в кабинете биологии. Животные размещены на удобном для обозрения уровне. В террариумах и аквариумах (10 штук), где имитируется обстановка различных мест обитания, собраны представители 9 классов, 36 видов.
При исследовании нам предстояло сделать следующее:
- Определение групп животных для наблюдения;
- Изучение биологических особенностей отдельных видов земноводных и пресмыкающихся проводились по следующим направлениям:
- поиск корма, отношение к пище;
- поиск убежища, умение прятаться, защита от врагов;
- период линьки у отдельных пресмыкающихся;
- деление на пары, организация семьи;
- выведение потомства.
При наблюдении, мы использовали рекомендации Латюшина В.В.. Наблюдение за животными проводились ежедневно, кормление в три дня 1 раз.
- Систематизация данных, полученных в результате наблюдений.
- Фотографирование объектов, видеосъемка и зарисовки отдельных периодов наблюдения.
- Составление рекомендаций по уходу за животными живого уголка и растениями.
В период работы над темой мы познакомились с большим количеством литературы об обитателях живого уголка. Весь материал мы систематизировали следующим образом:
- особенности биологии данных животных;
- особенности этологии;
- размышления ученых об отдельных видах животных.
Материал выписывали в специальные тетради; вырезки из периодической печати собирали в файлы.
Животные были постоянными спутниками человека во все времена. Первооткрыватели обнаружили в городе ацтеков Мехико клетки для зверей, рыбные садки, птичники. В Древнем Риме тоже содержали диких животных, более всего для боев с гладиаторами и расправы с провинившимися. Тогда же у богатых римлян возникла мода на разведение рыб. Их даже пытались дрессировать. Зоопарки впервые появились в Китае в эпоху династии Хань, за 300 лет до н. э. Из древних хроник до нас дошло, что один из таких зоопарков носил название «Сад разума».
Материалы и результаты исследования. Свои наблюдения для познания животного мира мы организовали в обстановке, приближенной к естественной для животного, где оно ведет себя свободно, непринужденно. Наблюдая, мы преследовали цель: отметить динамику жизни, развития и поведения животного. Для лучших результатов, мы вступали в контакт с животными: (кормили, создавали пары, меняли соседей…).
Во время экспериментов мы учитывали особенности изучаемого животного (размеры, характер передвижения, питание, условия жизни) и всегда помнила, что наши действия не должны причинить вреда обитателям живого уголка.
В природе наблюдение за развитием амфибий и рептилий очень сложны, а в живом уголке нам удалось проследить этапы полового цикла: сроки спаривания (начало и конец), механизм спаривания, продолжительность беременности, кладки яиц, место и длительность инкубации, выход молодых особей. Все стадии развития отмечались в дневнике наблюдений и зарисовывались. Из дневника наблюдений: «…21 июня 2003 года в 19:00 мы услышали странные звуки, и подошли к аквариуму, где обитала взрослая пара шпорцевых лягушек. Спаривание наступило в 22:00, самец крепко обхватил самку вокруг живота. Всю ночь до 8:00 слышалось мелодичное пение. Утром 22 июня на стенках аквариума, на водорослях, на камнях были прикреплены икринки одиночно или комками по 3-6 штук до 3мм в диаметре, примерно 160 штук. К 10:00 откладка яиц прекратилась. Взрослых лягушек пересадили в другой аквариум, т.к. они начали есть икру…Шпорцевые лягушки не заботятся о своем потомстве, поэтому их присутствие во время развития молоди нет необходимости ». По литературным данным период превращения икринки в личинку длится от 1 до 2 недель, нами же отмечено появление личинки на 2 день. Данное явление мы наблюдали дважды. Этот интересный факт требует дальнейшего исследования.
Наблюдения за питанием отдельных видов. Амфибии и рептилии едят, в основном, двигающуюся и живую пищу. Молодых шпорцевых лягушек привлекает внимание пища и со дна, и с поверхности воды. Мелких дождевых червей, трубочника и мотыля они схватывают ртом и проглатывают, при этом помогают передними лапами с тонкими пальчиками. Сколько бы корма им не давали, они активно проглатывали его, отбирая друг у друга, при этом меняется форма тела лягушек (становится шарообразной). Лягушек можно назвать настоящими «обжорами».
Ящерица очень долго ищет свою жертву, поэтому мы осторожно подбрасывали ей к самому носу слизней, дождевых червей. Она хватает пищу ртом и, мотая головой, заглатывает. За кормление съедает трех червей, четырех слизней.
Особенности строения конечностей и способов передвижения рассмотрим на примере тритона обыкновенного. Тритон плавает за счет задних лапок, ритмически отталкиваясь о воду, передние прижимает к телу. Ходит неуклюже, шагом, бегает короткими дистанциями, волоча брюшко по земле, используя все четыре конечности. Две пары конечностей одинаковой длины прикреплены к туловищу по бокам. Приспособления к передвижению бесхвостых и хвостатых амфибий в воде и на суше различны.
Накопленный опыт исследований позволяет нам дать некоторые советы тем, кто хочет ухаживать за экзотическими животными:
- животных лучше подбирать безвредных, неприхотливых; уход за ними должен быть несложным, доступным;
- размещать обитателей следует с учетом их биологических особенностей и потребностей;
- чтобы животные нормально чувствовали себя необходимо систематически ухаживать за ними (вовремя давать пищу, чистить, менять подстилку, воду, проветривать…);
-приобретая нового жильца, нужно вначале познакомиться с правилами содержания и ухода за ним;
- обращение с животными должно быть всегда внимательным и аккуратным.
В заключении следует сказать: аквариум, террариум – модели сред обитания, в которых происходят все биологические процессы, свойственные живым организмам. Наблюдения за амфибиями и рептилиями подтвердили наши ожидания, они действительно являются интересным объектом для исследования. Амфибий и рептилий можно бояться или ненавидеть, но они представляют собой одно из проявлений жизни животного мира. Нам бы очень хотелось, чтоб, люди изменили свое мнение об этих животных, поэтому мы проводим экскурсии по живому уголку для учащихся школы и их родителей.
В полном тексте работы представлен систематический список обитателей животного уголка на русском и латинских языках.
Благодарность за помощь в работе хотим выразить учителю биологии нашей школы Бурлаковой Наталье Валентиновне.
Литература:
1. Ачкасова Н. В. «Я познаю мир», Дет. Энц.: «животные в доме»- М.,ООО, «Олимп», 2002.
2. Бабин Д. «Комнатное цветоводство», Смоленск, Русич, 2002.
3. Гусев В. « Животные у нас дома», М., «Экология».1992.
4. Гусев В., Витте А.А. «Наши питомцы», М., «Лесная промышленность».1978.
5. Кудрявцев С. В., Фролов В.Е., Королев А.В. «Террариум и его обитатели» -М.: Лесная промышленность,1991.
6. ЛатюшинВ.В., ШапкинВ.А.«Позвоночные животные Челябинской обл., облИУУ,1992.
7. Лесняк А.П., Короткий П.М. «Зоопарк дома», Алма-Ата: Кайнар, 1970.
8. Мягков Н.А. «Аквариум и террариум», М.: Знание,1991
9. Сосновский И.П., Корнеева В.И. «Уголок природы в школе», М.: Просвещение,1986.
10. Степура А.В. «Земноводные в аквариуме.»-М.:ООО «АСТ», Донецк: Сталкер,2002г.
11. Стишковская Л.Л. «Вечные странники» - М.:Знание,1988.
12. Цирлинг М.Б. «Аквариум и водные растения»- С. – Пб.: Гидрометеоиздат,1991.
13. Янтра Гельмут « Цветы в нашем доме». – Интербук,1994.