Зоологическая работа. Исследование фауны и т.д.

Marina Harchenko 15 декабря 2005 23:22:36

******* Проект Экологическое Содружество: www.ecocoop.ru *******


1. Тема работы "Выработка навыка у животных в зависимости от условий содержания"
2. Чижова Мария, 11 класс, 15 лет, МОУ ДОД ДЭЦ "Родник"
3. Белкова Оксана Владимировна, ДЭЦ "Родник"
4. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский экологический центр "Родник" г. Ярославля


5. Вводная часть
Наше учреждение - детский центр находится в условиях локально отдаленного района промышленного города Ярославля. На наш взгляд, удаленность района от центра сохранила практически без изменений природные ландшафты. Хотя в последнее время увеличилась интенсивность застройки. Большая часть жилых домов представлена частным сектором. Жители нашего района (микрорайон Нижнего и Среднего поселка) содержат в домашних животных мелкий рогатый скот, уток, кур, возделывают земли. Каждый год в осенний период население микрорайона частного сектора отмечают вспышку численности домовых крыс. Факт, казалось бы, закономерный. Однако, среди крыс - пасюков с серой окраской стали преобладать крыса с декоративной окраской (палевые, капюшоновые, серебристо-голубые). Нами была высказана гипотеза:
Гипотеза:
Выработка навыка, обеспечивающего приспособление к условиям обитания, зависит от условий содержания животного.
Появление нехарактерной окраски крыс возникло из-за скрещивания домовых крыс с серой окраской с домашними крысами (декоративными).
Декоративные крысы могут появиться в природе вследствие выбрасывания ранее содержащихся в домашних условиях животных (в данном варианте крыс).
Однако, возникает вопрос: может ли выжить животное ранее содержащееся в домашних условиях в природе?
Ход наших рассуждений был следующим:
 В природе в процессе жизни особи нарабатываются условные рефлексы и навыки, позволяющие животному наиболее комфортно приспособиться к условиям существования.
 В домашних условиях приспособление животного к среде так же однозначно происходит, однако, в силу разных условий существования происходит наработка разного репертуара навыков и условных рефлексов
Цель работы:
 Выявить сходства и различия при выработке навыка в двух различных группах по содержанию.
Задачи работы:
 освоить авторскую методику Тиннберга.
 изучить имеющуюся литературу по данной тематике
 сформировать навык у крыс в двух группах, разных по содержанию (группа с условиями домашнего содержания, группа лабораторных крыс)
 восстановить выработанный ранее у животных навык после угасания
 обсудить полученные результаты, сопоставив их с первоначальной гипотезой.
Объект исследования: 2 группы декоративных крыс
Методика исследования
Оборудование:
Деревянная рейка с расположенными на ней последовательно тремя площадками из органического стекла.
1. Каждая площадка имеет в центре отверстие диаметром 4см. площадки расположены на разном расстоянии друг от друга:
расстояние между 1 и 2 площадкой не превышает длину туловища лабораторной крысы, крыса свободно может с нижней площадки переместиться на верхнюю;
расстояние между площадкой 2 и 3 не позволяет крысе свободно перейти на верхнюю площадку, расстояние соответствует примерно 15 - 20 см;
расстояние между площадкой 2 и 3 подбирают с учетом высоты лестницы.
2. На верху деревянной рейки прикрепляется ролик, позволяющий скользить нити.
3. При перемещении нити по ролику может подниматься, или опускаться лестница, позволяющая крысе переместиться с площадки 2 на площадку 3.
4. Нить снабжена грузилом, позволяющая поднимать, или опускать лестницу
5. Методика исследования:
Подготовка к исследованию

1. Для проведения исследования используют 15-20 крыс, от разных родительских пар одинакового возраста (желательно 3-6 месяцев).
2. Потомство от двух пар родителей смешивается для чистоты эксперимента и разделяется на 2 группы
3. Каждая группа помещается в разные условия содержания: первая - изолированное помещение с отсутствием фактора общение с человеком (условно природная популяция), вторая - условия совместного проживания на одной территории с человеком (наличие возможностей для общения с животным)
Проведение исследования
4. Крысу помещают на площадку 1, предварительно поместив пищевую приманку с сильным запахом на самую верхнюю площадку.
5. Лестницу не фиксируют
6. Опыт повторяют ежедневно до закрепления результата
7. Результаты фиксирую в виде таблице в журнале наблюдений.
Результаты.
1. Первоначально у всех животных обеих групп отмечалась адаптация к новым условиям содержания.
2. Интерес к новому месту содержания наблюдался у всех самцов, их поведение было более комфортным и адекватным чем у самок. Самцы не испытывали чувства страха.
3. В начале исследования самки проявляли более беспокойное поведение: тело прижато, дрожь и т.д.
4. Беспокойство проявляли животные как гр. 1, так и гр. 2, однако большее количество наблюдалось в группе с отсутствием общения "человек-животное" (группа 1 - 4 животных, группа 2 - 10 животных)
5. На 14 день возникла необходимость изменить начальные условия эксперимента, лестница фиксировалась.
6. Перемещаться на верхний этаж (как в гр. 1, так и в гр. 2) первыми стали самцы, что объясняется поведенческим репертуаром в природе - "самцы - исследователи"
7. Установление навыка быстрее происходило у животных в группе 1, где наблюдалось общение с человеком. Этот факт объяснен тем, что общение с человеком способствовало доверительному отношению "человек - животное", что облегчало выработку навыка. Так же возможно, что при общении животного с человеком, последний невольно влияет и способствует наработке навыка и поведенческого репертуара животного в группе (через поглаживание, поощрение поведения, поощрения навыка). Поощрение того или иного поведения у животного способствует доминированию этого поведения в группе.
8. Установление навыка в другой группе происходило позднее, поскольку при отсутствии общения с человеком доминанта в стиле поведения принадлежала не человеку.
9. В обеих группах в ходе эксперимента определились животные с отсутствием данного навыка, однако, в группе 1 такое животное только 1 (крыса вышла из эксперимента из-за наличия потомства), а в группе 2 - 6 животных. Следовательно, условный рефлекс формируется лучше в той группе, где происходит общение "человек - животное". У 14 из 20 животных рефлекс выработан.
10. Возобновление навыка в группах происходило быстрее у самок, чем у самцов. Этот может быть объяснен тем, что у самки более прочно формируются причинно - следственные связи, поскольку именно они ответственны за передачу навыка из поколения в покалкния.9
11. Восстановление навыка после угасания быстрее наблюдалось в группе, где первоначально присутствовало общение "человек - животное". Следовательно, общение с человеком способствовало не только формированию навыка, но и его восстановлению после угасания.
12. Высказанная нами гипотеза имеет место, и подтвердилась экспериментально.
Выводы
1. Сформированный навык имел место у крыс обеих групп, не зависимо от условий существования (однако превалировал в группе где наблюдалось домашнее содержание)
2. Крысы с домашним содержанием наиболее быстро формируют и восстанавливают приобретенный навык
3. Однако, поведенческий репертуар крыс условно природной популяции обеспечивает большую безопасность в природе
4. Крысы с домашним содержанием, по нашему мнению, имеют поведенческий репертуар, искусственно сформированный человеком, однако, не обеспечивающий комфортное существование особей в природе.
5. Факт появления крыс с декоративной окраской в природе теоретически может быть объяснен за счет скрещивания домовой крысы с декоративными.
6. Появление крыс с декоративной окраской (большое количество) возникает в осенний период (лето наиболее благоприятное время года для размножения домашних крыс в природных условиях)
7. Отсутствие страха перед человеком обеспечивает декоративным крысам, попавшим в природную среду пропитание и жилище вблизи человека и тем самым наиболее конкурентное потомство.
8. Учитывая тот факт, что небольшая часть крыс с домашним содержанием может приспособиться к условиям существования в летнее время и произвести плодовитое потомство теоретически гипотеза имеет место.


Хостинг@Mail.ru - надежно, выгодно, удобно!
http://r.mail.ru/cln2729/hosting.mail.ru/