проект на конференц ию

gfrolova 08 декабря 2004 17:19:47

******* Проект Экологическое Содружество: www.ecocoop.ru *******

Высылаем проект на 6-ю Всероссийскую телеконференцию "природу России сохранят дети".
С уважением Г.И. Фролова.

Панкрушин Александр Николаевич, 11 класс, лицей №2 г. Рыбинска
Научные руководители: Фролова Галина Ивановна, к.б.н., Жохов Александр Евгеньевич, д.б.н.
Детский экологический центр
ВИДОВОЙ СОСТАВ ПАРАЗИТОВ ОКУНЯ И ЕРША РЫБИНСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА
Введение
Проблема заражённости рыб в наше время очень актуальна, поскольку рыбный промысел составляет значительную часть от других промыслов. В реках России важную роль среди промысловых рыб играют окунеобразные (судак, щука, окунь), лососеобразные (кета, горбуша). Но поскольку хищники питаются другими, более мелкими рыбами, то на их состояние значительное влияние оказывают эти жертвы.
Ерш и окунь являются пищей для хищных промысловых рыб. Ёрш, являясь типичным бентофагом, питается личинками хирономид, гаммаридами, моллюсками и другими беспозвоночными, которые и составляют бентос. Крупные особи ерша могут хищничать. Окунь по спектру отличается от ерша незначительно, но мальки рыб в его рационе занимают более значительную долю. С этими жертвами в кишечник окуней попадают личинки различных паразитов. Часть видов остаются в организме окуней в личиночном состоянии (плероцеркоиды, метацеркарии), и рыбы в этом случае становятся промежуточными хозяевами. Если такую рыбу съест щука, либо другой хищник, то личинка паразита разовьётся в их кишечнике во взрослого паразита. Другие виды, попадая в кишечник окуня на стадии личинки, сразу превращаются во взрослых паразитов.
Личинки некоторых видов гельминтов, например метацеркарии рода Ichthyocotulurus, плероцеркоиды широкого лентеца Dyphillobothrium latum, представляют опасность для человека и птиц, питающихся рыбой. Человек и птицы являются окончательными хозяевами для этих видов паразитов. Поэтому изучение паразитофауны поможет оценить санитарно-эпидемиологическое состояние запасов промысловых рыб и спрогнозировать стратегию развития их в будущем.
Целью нашей работы было изучение паразитофауны окуня и ерша.
В задачи работы входило:
1. изучение видового разнообразия паразитофауны окуня (Perca fluviatilis) и ерша (Gymnocephalus cernuus) в летний период;
2. исследовать и определить качественные и количественные показатели зараженности ерша и окуня;
3. провести сравнительный анализ видового разнообразия паразитов ерша и окуня;
4. провести анализ многолетних изменений зараженности рыб.
Материалы и методы исследований
Наши исследования проводились на Рыбинском водохранилище в районе пос. Борок Ярославской области в течение июля 2004 г. Окуней и ершей ловили с помощью мальковой волокуши. Ловля производилась на канале, ведущем в Рыбинское водохранилище, а также в порту. Работы проводились в дневное (12.00-16.00) и вечернее (18.00-21.00) время. Рыбы первоначально помещались в канн с водой, затем вскрывались в лаборатории. Перед вскрытием измеряли длину тела рыб линейкой. Инструментами при этой процедуре служили: препаравальные иглы, ножницы, скальпель, 2 пинцета («широкий» и «узкий»), а также предметные стекла.
У рыб вскрывали брюшную полость, вынимали желудок, кишечник и печень. Из пищеварительного тракта скальпелем и пинцетом выдавливалось содержимое не предметное стекло. Затем печень, пищеварительный тракт и его содержимое в небольшом количестве воды просматривалось в чашке Петри под микроскопом МБС-9 на наличие паразитов.
Для оценки количественных показателей зараженности использовали следующие: встречаемость паразита в выборке, которая выражается в процентах и определяется как процент зараженных от числа исследованных рыб; индекс обилия паразитов (в экз.), который определяется делением общего числа паразитов определенного вида на число исследованных рыб; пределы численности паразитов в исследованной выборке (минимум-максимум).
Результаты обрабатывались в программах Excel 2000, а также Statistica v.5.
Результаты и их обсуждение
В процессе изучения паразитофауны окуня (Perca fluviatilis) мы обнаружили у него 5 видов гельминтов, относящихся к 4 классам: Cestoda (Triaenophorus nodulosus, Proteocephalus sp.), Trematoda (Ichthyocotylurus pileatus), Nematoda (Camallanus lacustris), Acanthocephala (Acanthocephalus lucii). Цестода T. nodulosus найдена нами на стадии плероцеркоида в печени окуня. Паразит образует достаточно крупные, иногда заметные глазом белые цисты на поверхности печени. Первым промежуточным хозяином T. nodulosus служат рачки-циклопы, вторым промежуточным – рыбы (окунь, ерш), окончательным (дефинитивным) хозяином – щука. Из яиц, попавших в воду, выходит корацидий, который заглатывается первым промежуточным хозяином, где развивается до плероцеркоида. Цестоды Proteocephalus sp. найдены нами неполовозрелыми, что не позволило определить их до вида. Скорее всего, найденные черви относятся к виду Proteocephalus percae или P. cernua – достаточно обычные паразиты кишечника окуней и ершей в водохранилище. Эти паразиты развиваются с участием одного промежуточного и дефинитивного хозяев. Промежуточным хозяином Proteocephalus sp., так же, как и T. nodulosus, служат веслоногие рачки Cyclops agillis, C. Leuckapti. Яйца заглатываются онкосферами циклопов, в кишечнике которых в течение 5 мин. происходит вылупление зародыша. Последний проникает через стенку кишечника в полость тела рачка. Трематода Ichthyocotylurus pileatus найдена на стадии метацеркарии в кишечнике окуня. Развитие этого паразита происходит с участием 3 категорий хозяев: первый промежуточный – моллюск Valvata piscinalis, второй промежуточный хозяин – рыбы разных систематических групп (окуни, ерши и др.), дефинитивными хозяевами являются чайки. Нематода Camallanus lacustris обнаружена в кишечнике окуня. Цикл развития этого паразита может проходить либо с одним промежуточным хозяином, либо с промежуточным и резервуарным хозяевами – различные виды карповых рыб. Самки – живородящие. Через 3 месяца после инвазии дефинитивного хозяина в матке нематод формируются жизнеспособные личинки. Скребень Acanthocephalus lucii так же найден в кишечнике. Его жизненный цикл проходит при участии одного промежуточного хозяина – водяного ослика Asellus aquaticus. Дефинитивными хозяевами являются: сиговые рыбы, карповые, щука, окунь, судак.
В процессе изучения паразитофауны ерша (Gymnocephalus cernuus) было обнаружено 4 вида паразитов, относящихся к 3 классам: Cestoda (Triaenophorus nodulosus, Proteocephalus sp.), Trematoda (Ichthyocotylurus pileatus), Nematoda (Camallanus lacustris). Жизненные циклы этих паразитов описаны выше.
Самым массовым паразитическим видом у ерша является Triaenophorus nodulosus. Это можно объяснить тем, что окуни, в большей степени, ведут хищнический образ жизни: поедая различных рыб, являющихся вторыми промежуточными хозяевами T. nodulosus, заражаются сами. Высокая заражённость окуня Proteocephalus sp. объясняется тем, что большую долю в рационе окуня составляет бентос (рачки, являющиеся промежуточными хозяевами P. sp.). Кроме того, окуни ловились в прибрежной зоне, где концентрация рачков довольно высокая. Незначительна экстенсивность инвазии Camallanus lacustris и Ichthyocotylurus pileatus. Совсем незначительная экстенсивность Acanthocephalus lucii объясняется тем, что численность рачков в водохранилище очень низкая, что вызвано продолжающимся процессом сокращения площадей дна, занятых грунтами с остатками древесной растительности и задернованных почв. Так же в этом году наблюдался низкий уровень воды в водохранилище, поэтому мелководья остались незалитыми, что привело к гибели промежуточных хозяев скребней – водяных осликов, заражённых партенитами Acanthocephalus lucii.
Самым массовым паразитом является Ichthyocotylurus pileatus, что объясняется тем, что окунь в большей мере является бентофагом, поэтому моллюск Valvata piscinalis, являющийся промежуточным хозяином котюлюруса, составляет высокую долю в рационе ерша. Так же высока экстенсивность Proteocephalus percae. Поскольку доля рыбной пищи у ерша низка, то встречаемость Triaenophorus nodulosus низка.
Более богатой паразитофауной обладает окунь. Кроме того, видно, что некоторые паразиты, обильные в окуне, менее обильны в ерше. Это можно объяснить различием в образе жизни.
Также более богатое видовое разнообразие паразитов у окуня можно объяснить тем, что у него более широкие границы жизнедеятельности, т. е. диапазон колебаний «бентофаг – хищник» шире, чем у ерша. Интересно отметить, что на канале ловились почти одни ерши (с незначительными примесями других рыб: плотвы, окуней), а в порту – одни окуни.
Исследования паразитофауны окуня, подобные нашему, проводились в 1996 г. сотрудниками Лаборатории экологической паразитологии ИБВВ РАН. Отбор производился на тех же станциях (в «Ихтиологическом канале»). При этом фиксировалась зараженность окуней только кишечными видами гельминтов. Это позволяет нам сравнить и оценить изменения в видовом составе и зараженности рыб, произошедшие за 7-летний период. Видно, что встречаемость Bunodera luciopercae очень высока. Это связано с тем, что уровень воды в 1996 году был высоким, условия для существования моллюсков (промежуточных хозяев) и самих личинок были благоприятные, по сравнению с 2004 годом. Этим же объясняется более высокая инвазия Acanthocephalus lucii. Низкая встречаемость Proteocephalus percae обусловлена высоким уровнем воды: концентрация промежуточных хозяев низка.
Выводы
1. Ерш и окунь имеют очень сходный видовой состав паразитов: 4 и 5 видов соответственно.
2. Отличие между паразитофаунами этих видов рыб носит количественный характер и выражается в том, что для окуня характерно более высокое заражение Triaenophorus nodulosus и Acanthocephalus lucii. Для ерша же характерно более высокое заражение Ichthyocotylurus pileatus.
3. Межгодовые различия в видовом составе паразитов и уровне инвазии ими окуня выражаются в том, что в 1996 году в связи с высоким уровнем воды заражённость Bunodera luciopercae и Acanthocephalus lucii высока по сравнению с 2004 годом. Иначе: заражённость Proteocephalus percae низка.