Естественные враги колорадского жука

РЭЦУ, Беларусь 12 декабря 2004 14:46:43

К ИССЛЕДОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННЫХ ВРАГОВ КОЛОРАДСКОГО ЖУКА LEPTINOTARSA DEСEMLINEATA (SAY, 1824)

Воробьёв Борис, 11 "БХ-1" кл., лицей N 2, УО "Республиканский экологический центр детей и юношества" г. Минск, Республика Беларусь
Руководитель Галиновский Н. Г.

Картофель, томаты, стручковый перец, баклажаны – вот далеко не полный перечень пасленовых растений повреждаемых колорадским картофельным жуком. Но основной вред этот вредитель наносит картофелю.
Существует масса методов борьбы с колорадским картофельным жуком. Среди них есть малоэффективные и нерациональные методы. Кроме того, эти способы требуют огромных физических усилий, а при применении пестицидов у жуков вырабатывается устойчивость к применяемым химическим веществам, и часто приходится разрабатывать новые виды инсектицидов, которые загрязняют растения и почву.

В связи с выше сказанным, целью нашей работы являлось изучение возможности использования кузнечика певчего и кузнечика зелёного в качестве биологического метода борьбы с колорадским жуком.
Задачи, поставленные нами в процессе исследования:
1. Выявить беспозвоночных животных или их формы на разных стадиях развития, наиболее часто употреб­ляемые экспериментальными видами в пищу.
2. Выявить общую массу съеденных организмов для каждого экспериментального вида.
3. Выявить долю, которую занимают имаго и личинки колорадского жука в рационе питания экспериментальных видов.
4. Выделить вид кузнечика, который наиболее применим для использования в качестве биологического метода борьбы с колорадским жуком.

Предметом нашего исследования являлась пищевая специа­лизация кузнечика певчего и кузнечика зелёного.
Объектами нашего исследования выступали имаго кузнечика певчего и кузнечика зелёного различного пола.
Работа проводилась в августе 2004 года. Исследования были проведены в лабораторных и естественных условиях. В качестве экспериментальных объектов были взяты имаго кузнечика певчего и кузнечика зелёного.
Кузнечики были разделены на две группы: одна содержалась в лабораторных условиях в инсектариях, другая – в природных условиях в вольерах. Количество кустов картофеля и в инсектарии и в вольере были одинаковым. В каждом инсектарии и вольере находилась одна особь кузнечиков во избежание возможной конкуренции и каннибализма. Помещаемые в инсектарии и вольеры кормовые объекты взвешивались на торсионных весах "ВТ–500", цена деления - 1 мг. В качестве кормовых объектов были использованы клопы, гусеницы, имаго и личинки колорадского жука, имаго жесткокрылых, пауки, сенокосцы и прочие беспозвоночные.

В результате проведенных исследований нами было выявлено, что самцом кузнечика зеленого более активно поедались личинки колорадского жука (79%) и гусеницы (13%). Наименьшая доля приходилась на клопов – 4%, пауков и имаго колорадских жуков – по 2%, т.е. на беспозвоночных, обладающих более плотными наружными покровами. Что касается самки, то для нее наиболее предпочтительными объектами питания были также личинки колорадского жука (66%), клопы (12%) и гусеницы (10%). Как наименее желаемыми объекты питания выступали имаго колорадского жука – 8%, дождевые черви и прочие жесткокрылые - по 2% соответственно. Следует отметить значительное, в сравнении с самцом, присутствие клопов в рационе питания. Однако доля потребления личинок колорадского жука остается стабильно высокой.
Анализируя результаты исследования пищевой избирательности самца кузнечика певчего, нами было выяснено, что основными объектами питания были личинки колорадского жука (67%) и, опять же, гусеницы (17%). Наименьшая доля среди предпочитаемых кормовых объектов приходилась на пауков, прочих жесткокрылых, клопов и имаго колорадского жука - по 2% соответственно. Рассматривая пищевую специализацию самки кузнечика певчего, то в качестве наиболее предпочитаемых объектов выступали личинки колорадского жука (72%) и гусеницы (14%). Наименее предпочтительными объектами питания были имаго колорадского жука (6%), прочие жесткокрылые (4%), а также пауки и клопы – по 2% соответственно. Как и ранее отмечается высокая доля потребления мягкотелых кормовых объектов (гусениц и личинок колорадского жука).
Таким образом, можно сказать, что в рационе питания обоих экспериментальных видов кузнечиков как самцов, так и самок значительную долю занимают личинки колорадского жука.

На протяжении всего исследования у кузнечиков обоих видов наблюдается волнообразное потребление пищи, т.е. период максимального поедания колорадского жука сменял период уменьшения его употребления в качестве кормового объекта. Так, у самца кузнечика зелёного, находящегося в инсектарии, было отмечено, что к концу экспериментального периода постепенно колорадский жук вышел из доли предпочитаемых кормовых объектов. Что касается самца зеленого кузнечика, содержащегося в вольере, то следует отметить, что как и у самца в инсектарии чередуются периоды наибольшего и наименьшего потребления колорадского жука как пищевого объекта, однако в вольере не наблюдалось полного отказа от питания колорадским жуком.
Как и у самцов, находящихся в инсектарии, так и у самок, содержащихся в искусственных условиях, присутствовал период полного отказа от питания колорадским жуком, в то время как у самки, обитавшей в естественных условиях такового не наблюдалось.
Что касается динамики потребления колорадского жука самцами кузнечика певчего в целом можно отметить так же, как и у кузнечика зеленого, более активное потребление колорадского жука самцами, обитавшими в естественных условиях.
Несмотря на волнообразность потребления колорадского жука общая доля его поедания самкой певчего кузнечика не опускалось ниже 40%, что может свидетельствовать о высокой доле присутствия вредителя в рационе питания экспериментального вида.
Такое неравномерное потребление пищи кузнечиков обоих видов, по всей вероятности, может быть связано с необходимым разнообразием пищевого рациона, так как все из экспериментальных видов не являются узкоспециализированными хищниками.

1. Выявлены животные, наиболее активно поедаемые имаго обоих экспериментальных видов: личинки колорадского жука и гусеницы.
2. Всего за период исследований кузнечик зелёный потребил 3156±270 мг биомассы, а кузнечик певчий - 2747±376 мг.
3. Доля личинок колорадского жука в рационе питания кузнечиков колеблется от 66 до 79% в зависимости от вида и пола экспериментальных объектов и в среднем составляет 71%.
4. Выделить вид кузнечика, наиболее подходящий для использования его в качестве биологического метода борьбы с колорадским жуком не представляется возможным, так как они в равной степени активно употребляют личинок колорадского жука.

Таким образом, в результате наших исследований, мы можем рекомендовать к использованию в качестве естественных врагов личинок колорадского жука имаго кузнечика зеленого и певчего в независимости от пола.